ФНС запустила собственную «соцсеть», где можно получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности контрагента. О ресурсах новой системы и возможных «подводных камнях» рассказывает управляющий партнёр Sona Private Consulting Наринэ Беглярова.

На сайте ФНС в личных кабинетах юридического лица и индивидуального предпринимателя в разделе «Как меня видит налоговая» теперь можно увидеть информацию о себе − «Показатели финансово-хозяйственной деятельности», а также данные о других компаниях − «Показатели для партнёров». Именно эту информацию ФНС использует при выборе компаний для проведения мероприятий налогового контроля. То есть теперь налогоплательщик будет лучше понимать, на что обращают внимание налоговики и может оценить себя по тем же критериям.

Новый сервис работает по принципу социальной сети. Чтобы получить информацию о деловом партнёре, нужно «постучаться» в его личный кабинет.

Итак, чем полезен сервис? Он повышает прозрачность контрагентов, позволяет оценить риски работы с партнёрами. С его помощью можно увидеть, как позиционируют себя контрагенты, в какой зоне риска находятся, то есть сделать первичный срез для анализа.

Отмечу, что вопросы проявления должной осмотрительности при заключении сделок повсеместно следуют за предпринимателями. К сожалению, в общем доступе большинство сведений о компаниях отсутствует, в связи с этим фактически организация не может произвести должный анализ и быть уверенной, что сделка будет «чистой» и не будет оспорена налоговым органом. Использование сервиса «Как меня видит налоговая» на базе «Личного кабинета» – это не только «первичная» проверка партнёра, это в том числе серьёзное подспорье при разрешении налоговых споров уже на стадии досудебного порядка.

Сервис может быть полезен участникам госзакупок и компаниям, которые хотят защититься от участников рынка, демпингующих за счёт налоговой экономии. Также доступ к налоговой тайне с согласия налогоплательщика может быть интересен институтам развития, банковским структурам.

При всех плюсах есть нюансы. Основываясь на опыте работы с клиентами, которые уже использует данный сервис, могу отметить: были факты некорректного отражения сведений из деклараций по налогу на прибыль. Рекомендую пользователям проверять уже имеющуюся информацию в сервисе, а также ежеквартально следить за её обновлением. При обнаружении несоответствий сведений налогоплательщик может обратиться через форму обратной связи и внести изменения.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).