Шеринговая экономика – экономика совместного пользования – активно развивается во всём мире. О том, какими социальными и экономическими принципами обусловлен такой рост, почему пользователи предпочитают арендовать, а не покупать, и как действует шеринговая бизнес-модель, рассказали эксперты журнала.

Предпосылки покупательского поведения

Вероника Тюрина, психолог-консультант в сфере межличностных отношений, коуч, действительный член Международной организации IPACT, гештальт-терапевт, мак-терапевт:

– Потребительское общество в современной России сохраняет свой менталитет, перенимая у Запада отдельные приемлемые для себя модели экономических взаимоотношений. К примеру, для россиян характерно стремление к экономии. Поэтому шеринговая модель, основанная на пользовании товаром или услугой без непосредственного приобретения, на условиях аренды, стала популярной и набирает обороты в потребительском сообществе.

Помимо стремления к экономии, можно выделить ряд других специфических особенностей, характерных для российских потребителей. Во-первых, на отечественном рынке соблюдается слабая саморегуляция внутри шеринговой модели. В некоторых сферах в ней редко применяется аутсорс – «аренда» трудовой силы в дни максимальной загрузки магазина или ресторана (например, на новогодние праздники), поскольку у собственников присутствует обоснованный страх, что временный сотрудник принесёт больше вреда, нежели пользы. В то время как в Европе такая система временного найма практикуется часто.

Также отечественный потребитель по-особому воспринимает арендуемое имущество или услугу: люди обесценивают то, что не приобрели в привычном смысле слова. Существует иллюзия отсутствия ответственности за чужое, хотя и взятое в аренду. В качестве примера можно привести сервисы каршеринга, которым пришлось повысить тарифы на аренду авто и усилить страховку из-за высокого процента повреждённых и попавших в ДТП автомобилей. Однако по мере развития рынка шеринга растёт и осознанность потребителей: приходит больше понимания, что временное пользование не отменяет ответственности. Это приводит к расширению спектра услуг на рынке шеринга.

Одно из самых перспективных направлений – коворкинги. Не секрет, что в последние годы идёт стабильный рост удалённых профессий и количества людей, переходящих на дистанционку. Далеко не всем удобно работать дома, может потребоваться дополнительное пространство.  Вот тут-то и пригодится коворкинг с удобной инфраструктурой внутри объекта. Если пять лет назад это казалось диковинкой, то сейчас это – объективная потребность, ставшая нормой для большинства крупных российских городов.

Тимофей Башлыков, доцент кафедры менеджмента и общегуманитарных дисциплин Липецкого филиала Финансового университета при правительстве РФ, кандидат социологических наук:

– Тенденции потребления тесно связаны с тенденциями производства. Всемирная борьба за «чистое», экологичное производство, переработку отходов и бережное отношение к ресурсам обусловливает распространение идеи о том, что если можно взять в аренду услугу или продукт, то нет необходимости его покупать. Кроме этого, шеринг или аренда могут быть экономически более выгодны при высоких налоговых ставках на имущество или иных косвенных расходах (наиболее яркими примерами этого могут быть аренда автомобилей или жилья в Европе). Для многих электронных сервисов и продуктов использование бизнес-модели подписки даёт существенную экономию средств для пользователей.

Учитывая социально-экономическую ситуацию в России, можно предположить, что у шеринговой бизнес-модели есть перспектива. Однако, как показывает практика, во многих регионах ещё не сложились ценности ответственного пользования чужим имуществом, что приводит к кражам, порче, утрате товаров, взятых в аренду или напрокат.

Кроме того, у российского потребителя есть характерная черта – распространённая практика покупки товаров и продуктов для подчёркивания своего социального статуса. Сюда можно отнести покупку новейших гаджетов, автомобилей премиум-класса, норковых шуб и подобных товаров. Часто подобные покупки носят импульсивный характер, осуществляются в кредит или на средства, отложенные на другие цели.

В чём экономические особенности?

Михаил Хачатурян, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова:

– Сейчас общественная модель индивидуального потребления достигла своего предела. На планете истощается количество ресурсов. В этой связи модель шеринговой экономики становится более привлекательной, поскольку предоставляет многим людям возможность пользования одним и тем же благом или предметом.

Перспективы развития шеринговой экономики в России пока остаются туманными: с одной стороны, модель совместного потребления – в русле традиционных основ жизни российского народа: соборности и общинности. С другой – сформированная за последние 30 лет модель владения прочно вошла в наш повседневный быт. Но, учитывая, что в крупных городах молодые поколения активно пользуются такими услугами, как байкшеринг, каршеринг и шеринг электросамокатов, можно говорить, что отдельные элементы модели совместного потребления точно входят в нашу жизнь. От роста числа компаний, занятых в этом секторе, также зависят перспективы становления его в качестве основного в сфере услуг. В ближайшее время их объём на рынке будет расти примерно на 1–2% в год. При этом очевидно, что период развития шеринговой экономики стоит закладывать на ближайшие пять-семь лет.

Сдерживающим фактором роста, например, в секторе шеринга автомобилей является очевидная ограниченность количества участников сферы таких услуг и ограниченное число предлагаемых ими моделей. Но даже этот сектор в перспективе ближайших пяти-семи лет будет расти объёмом не менее 0,7–1,2% в год.

Для потребителя в контексте выбора между покупкой и арендой всё зависит от стоимости и потенциальных дополнительных расходов. Очевидно, например, что владение автомобилем сопряжено со значительными дополнительными расходами, которые автовладелец несёт помимо единовременной выплаты стоимости приобретения машины. Поэтому перспектива получения автомобиля без необходимости несения дополнительных расходов на ТО, страховку, налоги и подобных трат в рамках долгосрочной аренды по подписке становится весьма привлекательной.

Сергей Толкачёв, первый заместитель руководителя департамента экономической теории Финансового университета:

– В шеринге нужна массовость – непрерывный поток пользования благом. В сфере информационных продуктов это сделать легко, поэтому процветают подписки на IVI и другие онлайн-кинотеатры, где можно купить право на просмотр нового фильма на определённый срок. А в сферах реальной жизни сразу возникает масса проблем. К примеру, чтобы каршеринг заменил личный транспорт, нужна огромная сеть автомобилей, которая будет покрывать все приемлемые точки в городе.

Более того, страшный удар шеринг-бизнесу нанёс ковид. Это особенно заметно в тех странах, где санитарные ограничения привыкли выполнять более ответственно, чем в России. В европейских странах при такой эпидемиологической обстановке использование одного предмета разными людьми просто недопустимо. До пандемии пресса и аналитики просто «захлебывались» от восторгов по поводу блистательных перспектив шеринговых компаний – это было ново, драйвово и эффективно. При этом многие предпочитали не замечать растущие опережающими темпами расходы компаний. Вернее, все допускали, что это временное явление – болезнь роста. Если обобщать и оценивать перспективы, то философия шеринга, нацеленная на максимизацию потребления за счёт минимизации транзакций по установлению прав собственности, не соответствует тенденции глобальной трансформации капитализма в распределительную экономику.

Шеринг-бизнес призывает потребителя больше тратить на непосредственное использование услуги или товара, однако глобальные тренды уже изменились. На пороге ресурсных и экологических вызовов для обеспечения устойчивого развития нужно приучать массы меньше потреблять, тогда как шеринг культивирует обратное.

Каковы особенности бизнес-модели?

Денис Балакирев, пресс-служба кикшеринга Whoosh:

– Доверие между пользователем и сервисом устанавливается с помощью понятных и прозрачных процедур регистрации, инструкций по пользованию сервисом и простого объяснения возможностей и ответственности сторон. Пользователь должен понимать, что при пользовании сервисом на нём лежит ответственность за свои действия и что сервис заинтересован в сохранности имущества. Необходимы способы авторизации, которые позволяют идентифицировать пользователя и легко выйти на коммуникацию с ним. При этом пользователь получает доступ к оперативной поддержке, которая помогает разобраться в услуге, объясняет правила, обрабатывает жалобы и т. д.

Преимущество такой бизнес-модели заключается в гибкости – при верно выстроенных процессах её можно масштабировать, подключая новые регионы. Можно перемещать самокаты внутри региона в поисках более удачных конфигураций зон покрытия и парковок без новых капитальных затрат. Основные расходы, помимо собственно закупки и доставки самокатов, – это поддержание флота и высокой доступности самокатов: они должны быть рядом, когда вы захотите ими воспользоваться, работа операционной и ремонтной команды – балансировка флота, ремонт, чистка, зарядка и т. д.

Если говорить о проблемах в кикшеринге, на данный момент есть два важных момента:

инфраструктура городов, которая позволила бы развести потоки пешеходов, автомобилистов и пользователей СИМ (средства индивидуальной мобильности), и изменения правил дорожного движения, закрепляющих правовой статус и место самокатов в городе.

Константин Стяжкин, основатель проекта Стройшеринг | Аренда инструмента stroisharing.ru:

– В идеальном сценарии шеринговой модели бизнеса клиент прикладывает минимальные усилия для получения услуги. Мы стремимся к автоматизированной системе, когда арендовать инструмент можно будет так же легко, как заказать пиццу с доставкой.

Вопреки традиционным механизмам, мы отказались от залога за инструмент. Нам кажется, что это очень важно, и в будущем весь рынок шеринга перейдёт на беззалоговый вариант работы. Доверие подкрепляется договором, который заключается при каждой сделке, а также проверкой контрагента по базам исполнительных производств.

Преимуществ несколько. В первую очередь – это доступность предложения, когда за очень приемлемую сумму можно получить максимум пользы. Затраты на аренду инструмента могут быть в 30–50 раз ниже, чем приобретение его в собственность. Во-вторых, не нужно хранить и обслуживать инструмент, что также экономит ресурсы потребителя. Ну и в-третьих, при аренде инструмента всегда можно найти самый оптимальный из разных вариантов. Среди проблем в такой модели – конечно, порча имущества, поломки и невозвраты. Пока мы видим, что это не критично. Но ещё мало статистики, для того чтобы утверждать, что данные издержки будут покрыты за счёт рентабельности бизнеса. Мы на это очень надеемся. Надеемся также на развитие страхового бизнеса в направлении покрытия части издержек, которые связаны с поломкой оборудования.

Никита Перевощиков, территориальный управляющий коворкинга Names:

– Мы редко называем Names коворкингом, чаще используем слово «кампус». Дело в том, что при разработке нам было интересно не просто организовать места для работы в аренду, но и создать сообщество предпринимателей. Так, вместе с «переговоркой» и опенспейсом появилось пространство для мероприятий, где представители бизнеса встречаются и общаются друг с другом, приглашёнными спикерами – предпринимателями, которые делятся своим опытом. То есть к нам приходят не только в поисках рабочего места. Отдельная аудитория кампусов – предприниматели, у которых уже есть офис и команда, но им не хватает идей, связей или энергии.

Конечно, есть люди, которым общение не нужно, – они не участвуют в программах и встречах, а работают в опенспейсе, где, согласно правилам, всегда тихо. Каждый может занять любое рабочее место и даже зафиксировать его за собой на определённое время или выкупить. Организационные моменты решаются через администратора или с помощью технологий. Например, забронировать переговорную комнату можно через приложение на телефоне, увидеть, когда она освободится, – на планшете.

Принцип работы такого пространства можно сравнить с моделью фитнес-зала. Мы понимаем, что люди не будут проводить в кампусе весь рабочий день, но приедут ради услуг и программ. Поэтому важно, чтобы аудитория видела все возможности коворкинга, умела ими пользоваться, а каждый мог найти здесь что-то своё. Всё это в комплексе позволяет нам иметь загруженность по Ижевску больше 100% при цене в два раза выше рыночной.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).