Ещё одним спикером делового завтрака на тему «Бизнес — это командная игра» сообщества «Бизнес бизнесу» стала Екатерина Салье — трансформационный бизнес-тренер, наставник, коуч, консультант по эффективному управлению, мотивирующий спикер. Екатерина рассказала о том, зачем нужна геймификация и как правильно создать внутри компании игру, повышающую эффективность сотрудников. 

Геймификация – это внедрение игровых техник в бизнес. Зачем она нужна? 

Согласно концепции транзактного анализа, у человека есть три эго-состояния. Первое из них — внутренний ребенок, который рождает желания и становится внутренним источником энергии для достижений. Помимо внутреннего ребёнка, существует внутренний родитель — наши принципы и ориентиры. Именно это эго-состояние «говорит» нам «надо». И есть внутреннее эго «взрослый» — состояние осознанности, в котором мы способны принимать взвешенные решения. Когда мы вырастаем, у нас должно быть три состояния: счастливое дитя, хороший родитель и здоровый взрослый.

Но, к сожалению, у большинства людей не активировано состояние внутреннего взрослого. Поэтому часто мы живем в конфликте между внутренним ребенком, который говорит «Хочу», (а чаще при эмоциональном выгорании говорит «не хочу») и внутренним родителем, который постоянно заставляет: «встал и пошёл». Так, вместо счастливого дитя, внутри появляется рассерженный, импульсивный или обиженный ребёнок. А вместо хорошего родителя формируются программы – деспоты: требовательный родитель, который говорит: «мало», «плохо», «долго», внушающий вину родитель, который говорит: «стыд и позор, это ты во всём виноват». И третья программа – деспот называется «карающий родитель». Его легко заметить, например, когда вы ночью идете припудрить нос и случайно бьетесь об угол стола — это значит, внушающий вину родитель донес, что вы — стыд и позор семьи, внутренний ребёнок понял, что нужно понести наказание, и карающий родитель «помог» это сделать. Сюда же можно отнести все сорванные переговоры, неудачные проекты и прочие неприятности. 

Из этих трёх эго — состояний в процесс игры включается ребенок. Геймификация в бизнесе позволяет сделать так, чтобы внутренний ребёнок сотрудников играл, веселился и желал работать. И, наоборот, если сотрудники не будут играть, если им не будет радостно, очень быстро появится нежелание выполнять свои задачи, которое перельется в саботаж или болезни сотрудников. В процессе игры люди получают три уникальных возможности. Первая – в игре вы можете принимать свои решения — в жизни не всё зависит от вас, но здесь вы получаете полный контроль. Вторая — появляется право на ошибку, в игре можно начать сначала. И третья возможность — в игре есть промежуточные награды при достижении определенного результата. В жизни, даже если мы ставим себе промежуточные цели, то не всегда награждаем себя за них.

Внутренний ребёнок получает силы тогда, когда может контролировать свои решения, совершать ошибки и получать промежуточные награды — вот поэтому людям нравится играть больше, чем работать. Геймификация позволяет играть во время работы. Например, если для сотрудников на холодных звонках распечатать бланк, где будут пустые кружки и попросить заполнять их, как смайлики на каждом этапе звонка, (набрал номер — ставит один глаз, ответили — ставит второй глаз, разговор состоялся — рисует улыбку), то сотрудник уходит из зоны стресса холодных звонков в зону игры «нарисуй смайл». Вовлекая в этот процесс как можно больше сотрудников, важно создать интерес наблюдения за результатами друг друга и ростом своих результатов.

Переходим к механике геймификации. Первое, что необходимо – подготовка. Изначально нужно определить цель игры. Целью может быть, например, повышение среднего чека, сокращение цикла сделки или увеличение количества сотрудников, которые проходят дополнительное обучение. Если не поставить цель, можно увлечься созданием игры и организовать то, что пользу приносить не будет. Сотрудники перестанут выполнять свои должностные обязанности, оправдывая себя: «это же ты мне сказал играть».

После определения цели, составляем портрет участников. Нужно понять: насколько люди азартные, вовлечённые, что им нравится? Во что они в принципе играют? Ради чего они готовы играть? Сколько они готовы сделать за вознаграждение? Нужно понимать, что красивый блокнот в качестве приза не будет мотивировать людей работать 24/7 весь месяц. Но также и финансовая мотивация — не панацея.

Далее описываем желаемое поведение — ключевые показатели, на которые вы хотите повлиять. Это может быть пунктуальность, качество исполнения задач и другие рабочие аспекты.

Важный момент в подготовке игры — создание фан-механик. Как было сказано ранее, деньги в качестве мотивации — не панацея. Их возможности ограничены тем, что как только человек закрывает свою потребность в деньгах определенным их количеством, ему дальше не хочется двигаться. Вы даже не представляете, сколько руководителей сталкиваются с отказами сотрудников брать больше работы за большее количество денег. В процессе внедрения геймификации важно определить, это будет командная или индивидуальная игра. И далее, исходя из этого момента, отвести в игре место для фан-механик: при достижениях выдавать разные наклейки, очки, звезды, уровни, составлять рейтинги.

После подготовки приступаем к созданию игровой механики. Игра должна иметь простой вход, что позволит быстро включиться в процесс. Также важно поставить достижимые цели. Я уже долго работаю с темой целеполагания и люди часто ставят цель так, будто она одна на всю жизнь. Например, однажды я работала с девушкой, которая имела в качестве точки А 70 тысяч, а точкой Б видела показатель в 700 тысяч. Я предложила снизить показатель точки Б до 150 тысяч, но она считала, что это мало. Она видела только 2 варианта: зарабатывать 70 или 700 тысяч. Как вы думаете, какой результат такой человек получит в жизни? Разумеется, меньший, поскольку важно ставить ту цель, к достижению которой мы готовы. Если в процессе геймификации ставить цели, к которым участники игры не готовы внутренне, они не будут их достигать – слишком страшно и много напряжения. Более того, постановка не реалистичных целей может быть чревата саботажем и разрушительными срывами.

Как только реалистичная цель поставлена, следует подумать о том, как мы будем поддерживать интерес, потому что даже в процессе игры, энтузиазм угасает. Также важно создавать здоровую конкуренцию между игроками и командами, но делать это аккуратно и конструктивно. Следующим пунктом, после создания конкуренции, идет благотворительность – когда люди конкурируют между собой, необходимо построить социальную динамику, которая позволяет им быть щедрыми, добрыми, великодушными. Дальше – мы вручаем призы, даем признание и обеспечиваем выход из игры. Игра должна быть всегда ограничена во времени и это очень важный игровой механизм.

Геймификация — это мощный и профессиональный инструмент для создания результата, ускорения масштабирования и перехода через сложные этапы в бизнесе.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).