Пенсионный фонд и Фонд социального страхования ждёт интеграция, в результате которой будет создан единый Фонд пенсионного и социального страхования. Новая объединённая структура заработает с начала будущего года, процесс реформирования уже запущен. Как новшество повлияет на работу организаций, в том числе на тарифы взносов, налоговую нагрузку, отчётность – оценили эксперты журнала «Деловая Репутация».

Александра РОМАНЦЕВА, юрист ООО «РОМАНЦЕВА ГРУПП», Москва:

– Возможно, с 2023 года работодатели будут платить все страховые взносы единым платежом в фонд, который объединит ПФР и ФСС в новый Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд России). 20 мая 2022 года проекты о слиянии фондов правительство внесло в Госдуму.

С 2023 года нужно будет каждый месяц сдавать в налоговую персонифицированные данные работников и сведения о суммах выплат. Срок – 20-е число месяца. Компании будут платить взносы по единому платежу. Для основных категорий плательщиков размер тарифа составит 30% в пределах базы и 15,1% – сверх базы. Её приравняют к базе по взносам в ПФР на 2022 год, а именно – 1,565 млн рублей. Эту сумму с 2023 года должны проиндексировать.

Льготные категории распределяют на три группы: для малого и среднего бизнеса ставка составит 15% с выплат выше МРОТ, для резидентов СЭЗ, СОНКО, благотворительных организаций, Сколково, сферы ИТ – 7,6% и для членов экипажей судов – 0%. При этом платить придётся и за работающих по гражданско-правовым договорам. Это означает, что таким гражданам будут оплачивать больничный, а работодателям придётся с выплат в пользу таких лиц платить взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Максимальный годовой заработок, с которого надо платить взносы на обязательное социальное страхование, увеличат до заработка, с которого уплачивают 22% в рамках пенсионного страхования. Первый в 2022 году составляет 1,032 млн руб., второй – 1,565 млн руб. в год. Изменение затронет работодателей, которые исчисляют взносы с зарплат от 86 тыс. руб. в месяц.

Для решения задачи по слиянию фондов создадут единую цифровую платформу социального казначейства. На неё планируют перевести все существующие социальные информационные системы. Это делают для того, чтобы можно было управлять социальными выплатами централизованно, а «физики» могли получать помощь адресно и оперативно. За этим и будет следить социальное казначейство.

Правительство отметило, что работы по слиянию фондов завершат к 1 января 2023 года. В процессе реорганизации фондов все права и гарантии будут сохранены. Основные требования для предпринимателей в связи с запланированными новшествами: повысить квалификацию бухгалтеров, подготовить персонал так, чтобы была обеспечена своевременная сдача отчётности в корректной форме.

В целом текущие изменения направлены на улучшение благосостояния работников, увеличение социальных выплат и, как следствие, – на повышение качества жизни населения. Что касается деятельности компаний, то никаких дополнительных расходов нести не придётся, но заранее предупреждаю: платить в бюджет вы станете больше, и сократить расходы на ГПД больше не получится.

У контролёров имеется новое программное обеспечение, которое считает все суммарные показатели на предприятии и прямо указывает на ошибки, которые могут привести к проверкам и доначислениям. Внимательно изучаем всё, что касается реформы, письма профильных ведомств, готовим соответствующим образом персонал и увеличиваем доход для исполнения требований законодательства о налогах и сборах.

Владимир БАЛАКИН, президент «Национальной Ассоциации Комплаенс»:

– Немаловажным плюсом объединения фондов для бизнеса станет сокращение бюрократических процедур. Появится единая форма отчётности: она заменит формы, которые сейчас сдают в несколько фондов. Также не надо будет сдавать отчёт по страховым взносам. Это поможет бизнесу снизить административные расходы.

После объединения фондов будет изменена структура отчётных форм, которые страхователи будут направлять в контролирующие органы.

Планируется отменить СЗВ-М; СЗВ‑Т; ДСВ‑3; СЗВ‑СТАЖ; 4‑ФСС. Вместо них будет введена единая форма сведений, в которой будут указываться сведения из отменённых форм. Дополнительно в неё планируется включить данные по гражданско-правовым договорам, заключаемым компанией.

Реформа внебюджетных фондов затронет размер и порядок расчёта страховых взносов. По новым правилам работодатели будут обязаны перечислять социальные взносы не только за штатных сотрудников, но и за работников, нанятых по гражданско-правовым договорам. Также планируется обязать платить взносы на социальное страхование за иностранных сотрудников.

Для индивидуальных предпринимателей без сотрудников изменений не будет. Фиксированные взносы на 2023 год планируется установить на уровне 45 842 руб., при условии, что годовой доход не превышает 300 тыс. рублей. Если этот порог превышен, дополнительные взносы составят 1% от суммы дохода.

Изменения коснутся и срока перечисления взносов в бюджет: платежи необходимо будет направлять до 25 числа следующего месяца. Сейчас же взносы необходимо уплачивать до 15 числа. Перечислять взносы потребуется единым платежом, казначейство будет самостоятельно распределять суммы по видам страхования.

Михаил ХАЧАТУРЯН, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, Москва:

– Следует сразу отметить, что функции ПФР и ФСС во многом пересекаются, а следовательно, их объединение, прежде всего, позволит сократить объёмы предоставляемой в данные фонды отчётности. Также вероятно, что объёмы взносов не изменятся, после введения новшества взносы, которые раньше организации вносили на счета разных получателей, будут объединены.

С точки зрения администрирования инициатива по интеграции фондов упростит работу бизнеса, поскольку взаимодействие с единым центром принятия решений, а не с двумя – это объективно гораздо удобнее и проще.

Разумеется, по итогам объединения будут сформированы единые формы отчётности. Думаю, что они будут включать в себя всё те же пункты и графы, которые сегодня заполняются, только в разных формах.

Таким образом, унификация позволит ускорить процесс взаимодействия каждой конкретной организации с единым Фондом, сократит объёмы предоставляемой информации. А государство получит возможность унифицировать механизмы контроля, снизить количество контрольных мероприятий в отношении бизнеса.

Очевидно, что процесс объединения региональных отделений приведёт к кадровой оптимизации, сокращению числа чиновников. Но здесь есть свои моменты. Инициатива благоприятно скажется на управляемости и экономической эффективности расходования бюджетных средств, однако может повлечь за собой определённые риски. Реформу необходимо провести так, чтобы управляемость системой не была потеряна.

Ольга ОМЕЛЬЧЕНКО, руководитель партнёрской сети «Диалог Эксперт», Челябинск:

– Каким образом объединение фондов повлияет на выплату пособий? До 2025 года будет происходить постепенное повышение социальных выплат населению, вплоть до полуторократного размера от сегодняшней величины.

Гражданину не нужно будет обращаться отдельно в ПФР и ФСС при возникновении каких-либо жизненных ситуаций, как сейчас. Например, при рождении ребёнка за назначением материнского семейного капитала требуется подавать заявление в ПФР, а пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет – в ФСС. Работу с населением будут вести клиентские службы, созданные на базе единого Социального фонда.

Слияние структур позволит с большей скоростью производить обмен информацией, сократить сроки оказания услуги. Даже сейчас, несмотря на наличие межведомственного взаимодействия, на подачу запросов и получение сведений требуются значительные временные затраты.

Взносы разрешат перечислять одним платёжным поручением. Данное нововведение позволит бухгалтерам снизить объём составления отчётности, бумажной волокиты и свести к минимуму риск совершения ошибок.

Отметим в целом плюсы и минусы объединения фондов. С одной стороны, объединение предполагает сокращение государственных затрат на содержание аппарата сотрудников двух ведомств, занимаемых площадей, а также повышение качества оказываемых услуг и сокращение бюрократических процедур. С другой стороны, для бизнеса изменения в некоторых случаях грозят увеличением расходов на уплату страховых взносов – за лиц, привлечённых по договорам гражданско-правового характера.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).