В первом квартале 2025 года доходы малого и среднего бизнеса в России увеличились на 9%. Во многом рост обусловлен инфляцией, поскольку потребительская активность снизилась: количество транзакций выросло всего на 2%. Согласно данным платформы «Эвотор.Аналитика», наиболее динамично развивались сферы образования и клининга.
Особенно заметный скачок произошел в клининговых услугах: число заказов за квартал выросло на 48% в годовом исчислении, но выручка увеличилась лишь на 8% из-за снижения среднего чека на 27%. Это свидетельствует о том, что спрос на услуги вырос, но клиенты стали чаще выбирать более дешевые варианты.
В образовательном секторе количество платежей увеличилось на 10%, а доходы — на 16%. Спортивные услуги подорожали на 10%, при этом число покупок выросло на 5%. Салоны красоты увеличили оборот на 17%, хотя количество оказанных услуг — всего на 3%.
Исследование также показало, что в магазинах «у дома» средняя выручка выросла на 15%, а количество чеков — на 4%. Ювелирные магазины увеличили доходы на 17% за счет роста цен, хотя объем продаж вырос лишь на 1%. Несетевые алкогольные магазины зафиксировали рост выручки на 14% при увеличении числа покупок на 1%, а пивные точки, несмотря на снижение транзакций на 3%, все равно увеличили оборот на 10% благодаря инфляции.
Сектор общественного питания также показал положительную динамику. Кафе увеличили количество заказов на 12%, а выручку — на 16%. Киоски с мороженым нарастили продажи на 8%, но за счет повышения цен их доходы выросли на 31%. Уличный фастфуд прибавил 11% в доходах и 6% в количестве покупок, пекарни — 13% и 6% соответственно. Кофейни увеличили оборот на 15%, хотя прирост клиентов составил лишь 3%.
Турагентства зафиксировали рост продаж путевок на 8%, а их выручка выросла на 28%.
Однако не все отрасли продемонстрировали положительную динамику. Так, мебельные магазины зафиксировали снижение количества продаж на 3%, а их выручка осталась практически на прежнем уровне (+1%).
Офлайн-продажи одежды и аксессуаров сократились: число покупок уменьшилось на 2%, но благодаря росту цен доходы сектора увеличились на 4%. Магазины вейпов и электронных сигарет продолжили терять клиентов (негативный тренд сохраняется с 2023 года) — количество чеков упало на 11%, а выручка — на 2%.
Внутренний туризм также не показал значительного роста: доходы гостиниц выросли лишь на 8%, при этом число постояльцев сократилось на 7%.
Даже в традиционно стабильных сегментах, таких как продуктовые и мясные магазины, отмечается снижение покупательской активности.
«Любопытно, что если раньше пивные магазины росли, а алкомаркеты снижались, то сейчас тенденция изменилась на противоположную», — прокомментировал коммерческий директор «Эвотора» Александр Мышкин.
Он также отметил замедление темпов роста кофеен, которые ранее активно развивались, в то время как пекарни, напротив, усилили свои позиции за счет увеличения потока клиентов.
Исследование проведено на основе анонимизированных данных кассовых операций, обработанных системой «Эвотор». Сравнивались показатели первого квартала 2025 и 2024 годов. Анализ учитывал средний оборот на одну торговую точку и динамику количества транзакций в различных бизнес-направлениях.
Фото: ru.freepik.com
Подписывайтесь на нас в Телеграм — только деловые новости и ничего лишнего