В мае прошла встреча Главы Удмуртии с общественными организациями на тему дорожного хозяйства в формате стратегической сессии по обсуждению работы и планов развития отрасли. Александр Бречалов тогда заявил: «За 5 лет мы действительно перезагрузили дорожную отрасль. Но я точно знаю, что мы — и подрядчики, и заказчики, и Глава республики в том числе — допустили серьезные ошибки по некоторым дорожным объектам». Основные тезисы встречи: дорожные проекты ближайших лет и качество уже выполненных работ – подробнее в нашем материале.

Ярослав Семёнов, Председатель правительства Удмуртской Республики:

— Основное подспорье для ремонта республиканских дорожных работ —  национальный проект “Безопасные и качественные дороги”. В рамках него мы работаем не только над ремонтом проезжей части, но и над обустройством освещения, тротуаров и другими аспектами безопасной среды. У этого проекта есть совершенно конкретный, исчисляемый показатель выполнения — протяжённость нормативных дорог. В 2017 году их количество составляло 46% по Ижевской агломерации. В 2021 году количество нормативных дорог достигло отметки в 73%. К 2030 году этот показатель должен составить 85% дорожного полотна.

Еще одна реализованная программа — “Опорный план дорожной деятельности”. В 2017 году мы видели 62 участка непроезжих дорог, ведущих к населенным пунктам, где в общей сложности проживали 20 тысяч человек. Например, дороги Кез-Кулига-Карсовай, Балезино-Сергино, Старые Зятцы-Узи. Сейчас отремонтировано 93 участка автодорог, протяженностью более 300 км при финансировании в 2,2 млрд рублей.

В 2018 году запущен уникальный проект “Глазов” в рамках соглашения правительства с ГК “Росатом”. Проблему дорог в этом городе можно было решить только комплексно. Мы увеличили дорожный фонд с 40 до 422 млн рублей. На эти средства отремонтировано 52 участка автомобильных дорог. Помимо ремонта дорожного полотна, грунтовой крошкой в городе  отсыпано 58 участков дорог, протяженностью 23 км.

В 2020 году мы дали старт программе “Пешеходный ижевск”. За 2 года — 2020 и 2021 отремонтировали 64 тротуара общей протяженностью 50 км и 8 велодорожек. Особенность этого проекта — к приемке работ были приглашены общественные организации. Так, маломобильные граждане лично проверили, насколько новые тротуары соответствуют понятию “доступная среда”. С прошлого года, к общественным проверкам присоединились и люди с проблемами зрения. На рабочих комиссиях представители Общества слепых проходят по всей протяженности участка ремонта. Если необходимо, то делают замечания по укладке тактильной плитки, по сигнальной разметке, по планировке газона вдоль бортового камня и т.д. Все замечания подрядчики устраняют до приемки.

Важный проект, стартовавший по инициативе Главы Удмуртской Республики — “Год села”, в рамках которого мы отремонтировали 35 объектов именно в сельских пунктах региона. Общее финансирование на работы составило 2,3 млрд рублей. С 2022 года мы переориентировали финансовые потоки на ремонт дорог с Ижевска на Завьяловский район, поскольку данная локация развивается наиболее динамично.  

Не менее значимый проект — реконструкция дороги от Орловского до границы Кировской области. Ранее 23 километра этой дороги были в грунтовом исполнении. Предприниматели из Глазова говорили, что на пути к Кирову проще делать крюк в 140-170 км, чем ехать по относительно прямой, но грунтовой дороге. В ноябре 2020 года завершена прокладка асфальтобетонного покрытия на последний участок этой дороги.  

Следующий проект — дорога Сарапул — Воткинск. При относительно неплохих дорогах, которые ведут в эти 2 города, между ними были 2 проблемных участка. Реконструкция этих участков в 2019 и 2020 годах позволяет сейчас добраться из Сарапула в Воткинск, не заезжая в Ижевск. 

Следующий проект — реконструкция автодороги Воткинск-Чёрная. За 2019-2021 годы асфальтом покрыт дорожный участок длиной в 21 км, ранее он был гравийным. Также, если говорить о комплексных капитальных работах, у нас есть 2 крупных гнездовых сооружения, которые были реконструированы с помощью и федеральной поддержки и республиканских средств. Это стометровый мостовой переход через реку Чепца на автомобильной дороге Балезино-Сергино и путепровод в Сарапуле через железнодорожные пути по улице Гончарова, где была катастрофическая ситуация.

Отходя от темы объёмов работ, стоит упомянуть о качестве. В 2021 году в Ижевске мы отремонтировали 34 км тротуаров. В 2022 году на некоторые объекты поступили жалобы от жителей. Как оказалось, тротуары были проложены бракованной партией брусчатки. Поставщик признает свою ошибку и поэтому все исправит за свой счет.

Ещё одним обсуждаемым объектом стала дорога Бураново-Киясово, протяженностью 7 км. После обновления подрядчиком 7,9 км дорожного полотна, были выявлены нарушения. Скорее всего, причина брака в материале, и этот участок будет переделан. Мы не делаем никаких различий между государственными и коммерческими подрядчиками. Наша совместная сейчас задача — это продолжать снижать процент брака, который мы фиксируем.

Алексей Горбачев, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики:

— Сегодня ведётся проектирование самой загруженной республиканской  дороги –  Ижевск-Воткинск. Она будет частично расширена до 4-х полос, что позволит разгрузить трафик.  Следующий объект, реконструируемый до 4-х полос — это дорога Ижевск-аэропорт. Расширен будет, в том числе, мост через реку Позимь. Также через Воткинскую линию будет построен путепровод, поскольку при реконструкции и строительстве запрещены одноуровневые переезды железных дорог.

Одной из самых проблемных дорог стал участок Воткинск-Кельчино-граница Пермского края. Ввиду ненормативных подъемов фуры просто не могут подняться в гору. Поэтому эту дорогу мы рассматриваем к реконструкции в рамках программы “Безопасные и качественные дороги” в срок 2024-2026 гг.  

Капитальный ремонт в 2023-2024 гг. пройдёт на участке дороги Верхняя Игра-Мишкино-граница Татарстана при финансировании в 114 млн рублей.

В два этапа с 2023 по 2025 и с 2026 по 2029 года пройдёт строительство дороги, идущей в  обход Сарапула. Есть 5 вариантов прохождения этой трассы. Точная информация будет известна, когда мы будем конкретно будем понимать сумму строительства и, соответственно программу, через которую мы в это строительство будем заходить.

В период с 2022 по 2025 год при условии дополнительного финансирования возможна реализация проекта “Дорога к победителям”. На территории Удмуртии установлено более 400 памятников и обелисков героям Великой Отечественной войны и локальных войн. К ним ведет 650 км дорог, которые необходимо привести в нормативное состояние. Ориентировочно стоимость реализации проекта составляет более 300 млн рублей.

Мы знаем, что туристические центры стали трендом по всей России. Поэтому следующий проект, реализуемый в срок 2022-2025 гг. называется “Туристическая Удмуртия”. В рамках него будет обустроено 66 парковок и отремонтировано 759 км дорог. Необходимая сумма для реализации — более 3 млрд рублей. 

Программа “Пешеходный Ижевск” сегодня проецируется на весь регион под названием “Пешеходная Удмуртия”.  По итогу вдоль региональных трасс будет построено 200 км тротуаров, а вдоль муниципальных дорог — 110 км тротуаров. Общее финансирование программы – около 1,2 млрд рублей.

Еще один проект — “Развитие велотуризма”. В Ижевске эта программа реализуется — велодорожки существуют. Но есть и региональные дороги, по которым к нам поступают обращения от любителей велоспорта и профессиональных спортсменов. Сегодня эта программа на рассмотрении, при её запуске будет построено 9 велодорожек.

Александр Бречалов, Глава Удмуртской Республики:

— В 2018 году мы договорились, что у нас будет пятиступенчатая система контроля за ремонтом и реконструкцией дорог. В прошлом году добавилась еще одна – РОСДОРНИИ. В текущем дорожном сезоне к контролю проверок присоединяется седьмая ступень – ФКУ «Прикамье».

За 5 лет сделано было действительно немало. Но каждую весну я получаю комментарии о том, что в 2021 году сделали дорогу, и в 2022 году она “сползла”. Это очень плохо. Но я точно знаю, что мы — и подрядчики и заказчики, и глава республики в том числе — допустили серьезные ошибки по некоторым объектам. В Завьяловском районе стройка не просто опережала вопросы по развитию ЖКХ, дорог и социальных объектов. Она “вылетела” на долгие годы вперед. Возникла масса поселков без инфраструктуры. Например, Хохряки — собирательный образ того, как не надо делать. Там не было ничего в разрастающемся, как грибы после дождя, посёлке.

За 5 лет мы действительно перезагрузили дорожную отрасль. И не только в Ижевске. Я могу сказать, 2018 и 2019 год мы отработали очень круто по взаимодействию с общественными организациями. А в 2020 и 2021 участие общественников было меньше. Мы заинтересованы в открытости, и в максимальном вовлечении общественности. Я обращаю внимание: важно, чтобы мы продолжали работать в комплексе с общественными организациями. Общественный контроль — это не гарантия, но я хочу напомнить: в Глазове мы заставили переделать 18 участков. Там сложный климат. Но там дороги сделаны качественно благодаря общественникам.

Всё же сегодня большинство дорог хорошего качества, и делаем мы хорошо. Да, у нас есть проблемы, это факт. То, что сейчас происходит, говорит о том, что у нас взаимодействие с экспертами и общественниками недостаточно качественное. Давайте найдём способ повышать качество так, чтобы не было необходимости менять дороги по гарантии уже на следующий год.  

Цифры: 

  • С 2017 по 2021 года сделано 1700 км дорог.
  • Общее финансирование на ремонт сельских дорог по всем программам составило 2,3 млрд рублей
  • В 2021 году на работы по обустройству тротуаров дополнительно направлено 100 млн рублей.
  • При производстве работ в 2018 году, по отношению к 2017 году, процент брака подрядчиков снизился на 6%, в 2019 на 13%, в 2020 году – на 28%, в 2021 году — порядка 30%.
Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).