7 декабря Александр Бречалов провёл прямую линию, где ответил на вопросы жителей региона. Ключевые тезисы трансляции и высказывания главы Удмуртской Республики о дорогах, бюджете, кадрах и экономике – в нашей подборке. 

О реконструкции аэропорта и строительстве международного терминала

  • Новый международный терминал запустят ориентировочно в сентябре 2024 года.

  • Взлётно-посадочная полоса – собственность Российской Федерации. Сейчас её реконструкция  в программе на 2026-2028 гг. Но это не препятствует нам осуществлять всё больше полётов и не влияет на ввод нового терминала. 

 

  • Есть вопрос, связанный с перроном. Я обратился к Владимиру Владимировичу Путину, чтобы перрон включили в федеральное финансирование на 2024 год. Нашу просьбу приняли к рассмотрению и нас поддержат. Это нужно для того, чтобы мы ввели новый терминал одновременно с телетрапами. Работа идёт, и я уверен, что мы выполним всё в срок. 

 

  • В 2017 году ижевский аэропорт обслужил 330 тыс. человек в год. В этом году у нас точно будет 850 тыс. человек.

 

  • АО  «Ижавиа» тоже увеличивает пассажиропоток. В 2017 году авиакомпания перевезла 400 тыс. человек. В этом году план – 650 тыс. человек. 

 

О туристическом потоке 

  • Мы когда-то и мечтать не могли о том, что к нам приедут полмиллиона туристов. В этом году мы пробьём рубеж в один миллион.

 

  • В начале 2024 года по-другому заиграет Воткинск, где мы, благодаря усилиям прихожан, жителей, предпринимателей, завершаем полное восстановление Благовещенского собора. 



О ремонте и расширении дорог

  • В 2017 и 2018 году было 82 участка дорог, по которым в октябре и апреле на спецтехнике МЧС невозможно было проехать. За 6 лет эти участки значительно изменились к лучшему.  

 

  • Мы в предыдущие годы вынуждены были большой объём средств направлять на ремонт дорог в сельской местности. От этого, с точки зрения поддержания в нормативном состоянии, пострадала дорожная сеть Ижевска и Завьяловского района. На следующую трехлетку мы планируем существенные средства направлять на ремонт и реконструкцию дорог и тротуаров в Ижевске. 

 

  • Более 300 млн рублей было направлено в 2023 году на дорожную сеть Ижевска. В следующем году на неё планируется выделить 1,2 млрд рублей. И не меньшие суммы – в 2025-2026 гг. При этом мы не забываем про районы и малые города. Их дорогам тоже будем уделять внимание.

  • Ижевск-Воткинск. С 2022 года проектируют три участка протяженностью 15 км с расширением до 4 полос. Стоимость реализации проекта около 7 млрд рублей. Экспертиза получена по второму этапу. В планах – обсудить с Росавтодором и Минтрансом России, через какие программы можно получить финансирование. 

 

  • Ижевск — Аэропорт. Готов проект с расширением проезжей части от посёлка Октябрьский до перекрёстка дорог на аэропорт и развязкой с круговым движением. Стоимость проекта – 3,4 млрд рублей. Проект находится на экспертизе. Реализовать его планируют поэтапно с участием федеральных средств. 

 

  • Дорогу, около 140 км федеральной трассы М-7, которая соединяет Пермь и Казань, необходимо реконструировать. Не просто менять верхний слой, а расширять.

  • Федеральная трасса М7 «Волга». В 2022 году Росавтодор начал работы по капремонту трех участков, работы продолжились в этом году. На пятикилометровом участке в Малопургинском районе уложен асфальт, устанавливают ограждения и знаки. В 2024 году планируют заменить верхний слой покрытия на участках общей длиной 62 км. До конца 2025 года все работы планируют завершить, включая расширение трассы.

 

  • Мы попросили 1,1 млрд рублей чтобы завершить дорогу Ижевск — Сарапул полностью в следующем году. 

 

О бюджете

  • Я не могу быть доволен бюджетом. Вы знаете мою позицию, я её докладывал президенту страны Владимиру Владимировичу Путину. Он дал соответствующие поручения председателю Правительства РФ по изменению подхода к Удмуртии. 

 

  • Что должны как можно быстрее сделать Правительство РФ и Минфин? пересмотреть пропорции софинансирования по большим проектам. Сейчас это 81% федеральных средств и 19% региональных. Только в 2026 году федеральная часть достигнет 89%. Нам это по году будет экономить около 700 млн рублей.

 

  • У нас исторически сложилась моноэкономика. Сейчас она меняется, благодаря малому бизнесу, сфере услуг. Но всё равно очень сложно перебить доходы от нефтяной отрасли и ОПК. 

 

  • Всё равно не хватает средств на ключевые большие проекты, но при этом мы выполняем все социальные обязательства – 80% бюджета направлены на социальную сферу.

  • На что нам не хватает? На экономику. Нужно больше средств на продвижение республики. Это всегда конвертируется в приход инвесторов и туристов. Не хватает на ремонт. Несмотря на то, что проект  «Большой ремонт» в 2019-2020 годах существенно исправил ситуацию. Но у нас по-прежнему объекты здравоохранения, ФАПы, амбулатории, больницы, школы требуют капитального ремонта. Много всего нужно ремонтировать, на это не хватает средств. Но при этом мы неплохо работаем с федеральным центром. 

 

  • В рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» в следующем году будет выделен 1 млрд рублей из федерального бюджета. За счёт этих денег пять районов получат средства на различные проекты.

 

  • И, конечно же, на дороги не хватает. К сожалению, нас не очень поддержали в 2022 году. Мы зашли с кредиторской задолженностью. И это очень сложно. Мы должны выполнить обязательства перед людьми не только с точки зрения социальных мер поддержки, но и перед предпринимателями, которые создают рабочие места и платят налоги. 

 

  • Проблем много, и я не могу быть доволен этим бюджетом. Но здесь, с точки зрения развития экономики, часть зависит и от команды Удмуртии. 

 

Проблема недобросовестных подрядчиков

Мы не можем по любому объекту назначать подрядчика без конкурса – это ведёт к коррупции и снижению конкуренции. Мы должны соблюдать закон и допускать на конкурс предпринимателей, которые соответствуют критериям и техническому заданию. Бывает, что предприниматель входит в торги, а затем сталкивается с кадровым голодом, увеличением стоимости материалов, техники, кредитами. И мы это понимаем. Но когда мы видим, что предприниматель изначально не мог выполнить задачу, но ввязался в конкурс, то, конечно, вносим его в реестр недобросовестных поставщиков, что и предприятию, и гендиректору закрывает путь к ряду проектов. 

 

Об инвестпроектах 

  • Мы подписаны со «Сбером» – нашим стратегическим партнёром, важное соглашение о строительстве транспортного логистического центра в Глазове. Это очень важный объект. Он станет прямой врезкой в Транссибирскую магистраль и позволит нам конкурировать в Приволжье за такой важный сервисный бизнес, как отправка и приём грузов. 

 

  • Большой и важный проект –  «Иннохаб Росатома», который способствует реализации стратегии социально — экономического развития Глазова до 2030 года, и как следствие, поможет привлечь в город новых специалистов. 

 

  • В конце ноября по моему приглашению приезжали большие российские инвесторы – компания «Русклимат». Они реализуют проект на миллиарды рублей. В Сарапуле на месте заброшенного пустыря уже возведен их промпарк «ИКСЭл». Это очень важно для нас, потому что электротранспорт будет всё больше появляться в России, а электрозаправочные станции будут производиться в Удмуртии. 

 

  • В первом полугодии 2024 года должен запуститься логистический центр Wildberries. Он принесёт более 2 млрд рублей инвестиций и более 2 тыс. рабочих мест. 

 

  • Особая гордость — выращивание цветов. 90% цветов до санкций были импортными. В настоящий момент Удмуртия – это драйвер развития цветочного бизнеса, и каждая десятая роза, которая производится в России, выращивается в Удмуртии. Мы уже выделяем дополнительный гектар для запуска третьей очереди теплиц. К 2026 году в праве ожидать, что каждая вторая роза, выращенная в России, будет из Удмуртии. 

 

  • Сложное решение, принятое «АвтоВАЗом» – перевезти производство Lada Vesta в Тольятти. Мы это понимали и принимали. И по-прежнему ведём переговоры с профсоюзами. С Максимом Соколовым, руководителем «АвтоВАЗа» мы утвердились в планах и надеемся, что вскоре сообщим об очередном этапе производства E-Largus.  Производство автомобилей по-прежнему планируется в промышленном объёме в Удмуртии. 

 

О кадрах

  • У нас очень большой кадровый дефицит. Более 40 тыс. вакансий только в ОПК.

 

  • Мы вместе с руководителями крупных предприятий разработали действительно конкурентную в масштабах страны программу «Работай в Удмуртии» и соответствующий сайт работайвудмуртии.рф. Ключевой элемент этой программы – льготная ипотека. Мы будем (за счёт налоговых средств) НДФЛ возвращать предпринимателям и субсидировать ставку по ипотеке так, чтобы она была не выше 5-6%. В программе масса ещё важных предложений. 

 

  • Предприятия конкурируют в глобальном плане за людей и предлагают возможности. Воткинский завод готов компенсировать часть съемного жилья и ставки по ипотеке. ЧМЗ выплачивает подъёмные 50 тысяч для молодёжи, которая переезжает на предприятие. Завод «Аксион», как и СЭГЗ, компенсирует арендные платежи.

 

  • Взлёт заработной платы в регионе по всем отраслям привёл к исторически максимальной текучке кадров на уровне государства. 

 

  • Качественно работают вузы по целевым наборам. Предприятия формируют лояльность, привлекая на предприятия ребят для того, чтобы они, по окончанию учёбы, оставались работать с ними. Мы планируем проводить день Удмуртской Республики в вузах Москвы и других городах, куда уезжают наши ребята учиться. Это нужно для того, чтобы их информировать с точки зрения интересной и высокооплачиваемой работы. 

 

  • В регионе, с точки зрения недвижимости, лучшие предложения по соотношению цены и качества. 

 

О будущем торговых центров

В 2018 году мы рассказывали об открытии нового торгового центра и получили множество комментариев из разряда  «Вы лучше заводы открывайте, а не торговые центры». Пожалуйста. Бывший торговый центр «Италмас» – предприятие, которое производит спецтехнику. На нём побывал президент страны Владимир Путин. Суперсовременное производство с комфортными условиями труда для сотрудников. Я знаю, что сейчас выкуплены торговые площади ТРК «Столица», где тоже будет предприятие. О перепрофилировании других ТРЦ и ТРК информации нет. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).