В 2025 году в рейтинге долговой нагрузки регионов Удмуртия перешла из зоны «низкой» долговой устойчивости в «среднюю». Анализ госдолга регионов за 2022–2024 годы провела Счетная палата РФ. Высокие долговые обязательства республики долго были одним из главных триггеров для руководства региона. Но к текущему году ситуация заметно изменилась.

По итогам 2024 года нагрузка сократилась на 40,9 процентных пункта и составила 63,1%, а на 1 сентября 2025 года – 56,7%. Это самое значительное сокращение среди всех регионов. Напомним, что в текущем году Удмуртия планирует сократить госдолг на 12,5 млрд руб., благодаря механизму списания до 2/3 задолженности по бюджетным кредитам. Глава республики Александр Бречалов также сообщал, что минимальный объем подтвержденных доходов региона на этот год составит 120 млрд руб., а госдолг на конец года – 55 млрд рублей.  Таким образом, долговая нагрузка региона снизится ещё больше. Эксперты рассказали, что на практике для регионов означает снижение долговой нагрузки, почему одни регионы сокращают госдолг, а другие наращивают.

Вера Сухих, министр финансов Удмуртской Республики:

– Долговая нагрузка Удмуртской Республики, то есть отношение размера госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, ещё в 2022 году составляла 104%. На её почти двукратное снижение повлиял, в первую очередь, рост собственных доходов бюджета с 66,1 млрд руб. в 2022 году до 104,9 млрд в 2024-м. В большинстве отраслей экономики Удмуртии наблюдается рост производства, активно развивается предпринимательство. Кроме того, сам госдолг мы не только не увеличивали в 2023–2024 годах, но и сократили на 2,6 млрд рублей. В текущем году работа по увеличению доходов бюджета республики и снижению уровня госдолга продолжается.

Минфин РФ оценивает регионы не только по уровню государственного долга, к ним применяется такое понятие, как долговая устойчивость. Методика включает оценку по нескольким показателям, в том числе и по соотношению к объёму доходов бюджета, доли расходов на обслуживание госдолга и суммы этих платежей, доли краткосрочных долговых обязательств  в общем объёме долга. Критичным уровнем долговой нагрузки, согласно методике, считается отношение долга к налоговым и неналоговым доходам в размере более 85%. По Удмуртии, напомню, на 1 сентября он составляет 56,7%.  Мы покинули эту зону и перешли в группу заёмщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

В чём главный результат? Высокий уровень госдолга республики не позволял нам в полной мере воспользоваться принятым на федеральном уровне инфраструктурным меню в целях развития экономики региона. Объём предоставляемых федеральным бюджетом кредитов по ставке 3% годовых сроком на 15 лет на реализацию инфраструктурных проектов напрямую зависит от уровня госдолга региона. Со снижением долговой нагрузки республика может претендовать на больший объём дешевых бюджетных кредитов, а также выступать гарантом по выпуску облигаций для финансирования инфраструктуры для жилищного строительства (инфраструктурных облигаций).

На сегодняшний день республика получила такие инфраструктурные бюджетные кредиты на реализацию проекта «Строительство нового аэропорта Ижевск», на реконструкцию тепловых сетей городов Ижевска, Воткинска и Можги в общем объёме 469 млн руб. и на обустройство промышленного парка в Глазове, где будет размещён завод госкорпорации «Росатом» по выпуску постоянных редкоземельных магнитов, в сумме 315 млн рублей.

Большое направление нашей работы – сокращение госдолга республики с помощью механизма списания 2/3 задолженности под инфраструктурные проекты. Это серьёзная поддержка регионам, позволяющая высвободить часть доходов бюджета, которые раньше уходили на обслуживание долга, направить ресурсы на инфраструктуру, социальные проекты и развитие экономики. Хотя воспользоваться ей не так легко. Субъекту Федерации нужно соответствовать установленным условиям (уровень долговой нагрузки, отсутствие просрочек по выплатам, выполнение условий соглашений с Минфином России и др.), требуется доказать способность рационально использовать высвободившиеся средства. Регионы обязуются направлять экономию на приоритетные расходы, например, на модернизацию коммунальной инфраструктуры, программу замены лифтового оборудования в многоквартирных домах, капитальный ремонт сетей водоотведения. Таким образом, механизм можно оценить как позитивный и стимулирующий, в то же время требующий от региона серьёзной финансовой дисциплины и стратегического планирования.

В соответствии с решением правительства РФ в рамках механизма списания 2/3 задолженности в сентябре текущего года республике уже списали задолженность по бюджетным кредитам в размере 5,77 млрд рублей. Такую возможность мы получили благодаря работе по двум основным блокам. Первый – реализация инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ по капитальному ремонту и техническому перевооружению систем в отрасли. Второй – переселение граждан из аварийного жилищного фонда, новые инвестиционные проекты, докапитализация фондов развития промышленности, инфраструктурные проекты по развитию опорных населенных пунктов, а также меры социальной поддержки, связанные с проведением специальной военной операции.

В ноябре в соответствии с соглашением с Минфином России мы должны погасить по механизму списания 2/3 задолженности обязательную к погашению 1/3 часть задолженности в размере 4 млрд рублей. Также в сентябре по графику республика погасила государственные облигации выпуска 2016 года в размере 2,5 млрд рублей. В результате госдолг региона в 2025 году сократится более чем на 12 млрд руб., долговая нагрузка, по нашим оценкам, составит 45,3%. Как уже говорилось выше, это расширит возможности для поддержки инвестиций и инфраструктурных проектов для дальнейшего экономического роста и укрепит доверие инвесторов к региону.

Анна Овчинникова, директор Удмуртского филиала Института экономики УрО РАН, д. э. н.:

По итогам первого полугодия 2025 года мы наблюдаем классическую для российской бюджетной системы картину: умеренный рост совокупного долга субъектов РФ на 3,9% (до 3,27 трлн руб.) на фоне значительной дифференциации как абсолютных показателей, так и долговой нагрузки. Этот рост в первую очередь обусловлен политикой Федерального центра – именно бюджетные кредиты, инструмент прямого перераспределения средств из федерального центра, обеспечили 80% долгового портфеля и практически весь его прирост (+140,6 млрд руб.). В то же время рынки долга (госбумаги) продолжают сжиматься (-25,9 млрд руб.), что свидетельствует о сохраняющейся дороговизне рыночных заимствований и предпочтении регионов более дешевых и предсказуемых бюджетных кредитов.

Ключевой тренд – резкое усиление региональной асимметрии. Номинальный рост долга сконцентрирован в узкой группе субъектов. Пять регионов-лидеров  – Московская, Нижегородская области, Москва, Краснодарский край, Татарстан – аккумулируют 23% всего долга. Однако их финансовая устойчивость радикально различается. Москва, несмотря на колоссальный абсолютный долг, демонстрирует одну из самых низких нагрузок в стране. Это подтверждает старую истину: важен не размер долга, а способность бюджета его обслуживать.

Именно показатель долговой нагрузки (отношение долга к собственным налоговым и неналоговым доходам) является главным индикатором риска. И здесь картина тревожная. Общероссийский показатель вырос незначительно, до 18,2%, но за этим скрывается колоссальный разброс – от 1,5% в Севастополе до катастрофических 115,3% в Архангельской области. Рост нагрузки зафиксирован в 35 регионах, причём в ряде из них он носит взрывной характер. Лидер антирейтинга – Чукотский АО, где долг взлетел на 153,4%, а нагрузка выросла на 33,7 п.п., до 59,9%. Это типичный пример инвестиционного долга, когда регион наращивает обязательства под крупные проекты, надеясь на будущие доходы.

Долговая политика регионов остается жёстко зависимой от федерального центра через бюджетные кредиты. Рост совокупного долга умеренный, но риски сконцентрированы в двух группах. Первая – регионы с изначально высокой нагрузкой, где долг продолжает расти на фоне стагнирующих или падающих доходов, пример – Архангельская, Томская области. Вторая  – субъекты, агрессивно наращивающие долг в рамках инвестиционных программ, пример – Чукотский АО, Кемеровская область. Для первых это риск финансовой несостоятельности, для вторых – риск не окупить вложения и остаться с неподъёмными обязательствами. Стабилизация ситуации будет зависеть не столько от управления долгом, сколько от способности регионов наращивать собственную экономику и доходную базу.

Анализируя положение Удмуртской Республики, можно сделать следующие выводы.

– Удмуртия всё ещё находится в группе регионов с высокой долговой нагрузкой, которая сильно сократилась за последние годы, но пока существенно выше среднероссийского показателя (18,2%). Республика активно включилась в программу по списанию 2/3 задолженности по бюджетным кредитам, всего за 2025–2029 года планируется списать 40 млрд рублей.

– Как и большинство регионов, Удмуртия зависит от бюджетных кредитов. Они составляют 92,5% долга. Из них 41,6 млрд – это бюджетные кредиты на замещение дорогих коммерческих кредитов, которых в портфеле региона и муниципалитетов нет. Это позволяет значительно экономить на обслуживание долга.

– У республики значительный, но относительно стабильный объём долга (рост всего на 0,4%), что может говорить о сознательной политике сдерживания. Удмуртия находится в одной группе с такими регионами, как Чукотский АО (долговая нагрузка 59,9%) и Еврейская АО (61,2%), что указывает на схожие бюджетные проблемы. Однако, в отличие от Чукотки, где долг взлетел на 153,4%, Удмуртия демонстрирует относительную стабильность.

– Положение Удмуртии отражает общую проблему серединных индустриальных регионов России: высокую зависимость от федеральных трансфертов и бюджетных кредитов. Несмотря на рост доходов бюджета, относительную стабильность долговых показателей, структурные диспропорции экономики и бюджета являются актуальной задачей для правительства региона.

 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).