Ещё 10–15 лет назад, на этапе бурного роста услуг мобильной связи, люди сами были заинтересованы в подключении к тому или иному оператору. Сегодня же отраслевым компаниям приходится «побегать», прежде чем вручить sim-карту новому пользователю. Как будет развиваться телеком в ближайшем будущем, что станет драйвером роста отрасли и спасёт ли рынок столь ожидаемая технология 5G – спросили у директора ижевского филиала Tele2 Андрея Кутьева.
Рынок сотовой связи в России уже перенасыщен – показатель проникновения по стране в настоящее время составляет около 175%.
Операторам мобильной связи становится сложнее отстраиваться друг от друга – у всех схожие по ценовым предложениям тарифы, одни и те же гигабайты в пакетах. Для привлечения новых клиентов и удерживания существующей абонентской базы компания фокусируется на трёх основных направлениях. «Первое, конечно, качество связи. Широкое покрытие, стабильный и надёжный Интернет, – объясняет Андрей Кутьев. – Второе – уникальный, актуальный, отвечающий современным запросам продукт. Например, возможность получения дополнительных гигабайт интернет-трафика, просмотра онлайн-кинотеатров, доставки продуктов, обмена неиспользованных минут на товары/услуги и так далее. И третье – конечно, сервис. Доступный, интуитивно понятный, на самом высоком уровне».
Значимая тенденция рынка мобильной связи – переход пользователей в цифровые каналы общения. Абоненты с каждым месяцем активнее обращаются за помощью через мессенджеры, охотно используют чат-боты. Появление новых привычек продиктовано цифровым образом жизни. Так, растёт интерес клиентов к возможностям искусственного интеллекта, число пользователей Midjourney, ChatGPT и аналогичных нейросетей только в этом году выросло в пять раз. Очевидно, что уже в ближайшем будущем технология займёт своё место в развитии отрасли.
В части сервиса мобильные операторы постоянно совершенствуют антиспам-систему: регулярно изменяют алгоритмы, пополняют базу нежелательных номеров. Сервисы, позволяющие блокировать сомнительные вызовы, уже активно применяются клиентами.
Придёт ли к нам поколение сетей 5G? В современных реалиях фокус внимания операторов направлен в первую очередь на развитие действующей 4G-инфраструктуры. Сейчас 5G – это больше маркетинг, чем реальные потребности клиента. В настоящее время скорость передачи информации с помощью 4G достигает 180 Мбит/сек. 5G позволит увеличить её до 500 Мбит/сек. Но такие ресурсы необходимы для очень специфических работ, к примеру обработки гигантского объёма видео. Для большинства пользователей достаточно возможностей 4G. У бизнеса сейчас тоже нет реальной потребности в подобной технологии. Ряд предприятий Удмуртии в своё время отказались от неё и скорее заинтересованы в создании частных локальных сетей на технологии LTE, которые позволяют передавать защищённую информацию. Стоимость таких проектов оценивается в сотни миллионов рублей, и не каждый бизнес готов к подобным затратам.
Что будет с телеком-рынком – сейчас сложно строить прогнозы. Минуты и гигабайты уже воспринимаются пользователями как нечто само собой разумеющееся, а значит, операторы будут предлагать дополнительные сервисы. «Мы считаем, что будущее – за расширением пакетных предложений, которые удобны и выгодны клиенту. Это может быть домашний Интернет в действующем, привычном пользователю тарифе или другое интересное решение», – поясняет Андрей Кутьев.