Эксперты рассказали «Деловой Репутации» о том, как производится обслуживание автомобилей через год после ухода ряда автомобильных марок и введения санкций, осложняющих поставку запчастей.

шульмин

Алексей Шульмин, руководитель Центра развития автобизнеса банка «Открытие», Ижевск:

– В среднем за прошедший год комплектующие подросли в цене не менее, чем на 30%. Отдельные позиции на редкие модели стали стоить в 2–3 раза дороже. При этом прейскурант обслуживания отечественных марок сильно не изменился.

Однако изменился подход к гарантийному сроку. Ранее гарантийную ответственность за новый автомобиль нёс завод. В нынешней реальности эту обязанность берёт на себя продавец – то есть дилер, так как он производит сделку без разрешения производителя. Также до ухода иностранных марок официальная гарантия давалась на срок от двух лет или по километражу (в зависимости от того, что наступит раньше). Теперь эти цифры устанавливает дилер, но с поправкой на свои интересы. Обычно срок гарантии по документам составляет год или два. Стоимость гарантии включается в цену, чтобы компенсировать возможные траты. Аналогичным образом раньше поступал завод. Недобросовестные продавцы, конечно, могут «подсунуть» дополнительное соглашение, по которому новая машина продаётся без гарантийной ответственности, однако это незаконно. Автомобиль как товар ничем не отличается от шкафа или микроволновой печи, поэтому на него распространяется действие федерального закона о защите прав потребителя – то есть действует двухлетняя гарантия. Сила закона выше приписок дилера, так что уловки «нулевой» гарантии силы не имеют (но без подписанных документов автомобиль могут просто не продать).

Автомобили не по гарантии обслуживают, как и раньше, но с поправкой на дефицит запчастей и подорожавшие работы. На рынке комплектующих остаётся дефицит, спровоцированный опустевшими складами и нарушенной логистикой. Запчасти больше не хранят на полках, а сразу пускают в оборот, но сначала ждут из-за границы. Многие дилеры предлагают дополнительную гарантию как опцию – за отдельную плату.

коротков

Дмитрий Коротков, директор по продажам компании «АВТО-ЕВРО», Москва:

– Вслед за уходом и приостановкой работы ведущих зарубежных автопроизводителей началась череда проблем с поставками оригинальных запчастей для выпускаемых ими машин. Разрыв устоявшихся логистических цепочек, усиленный впоследствии санкционными ограничениями, привёл к существенному увеличению сроков доставки необходимых комплектующих. С этим столкнулись практически все отечественные автосервисы. Поначалу это происходило преимущественно с моторными маслами, фильтрами и тормозными системами. Сейчас самые серьёзные трудности они испытывают в основном с обслуживанием и ремонтом премиальных автомобилей в возрасте до трёх лет. Главные «пострадавшие» марки – BMW, Mercedes-Benz, Porsche. Больше всего ждать владельцам таких авто теперь приходится оптику, кузовные элементы и стёкла. Понятно, что проблему как-то надо решать. Один из путей – параллельный импорт. Полностью открыть российский рынок автозапчастей для этого предложили в Национальном автомобильном союзе ещё прошлой зимой. И большая часть дорогих автозапчастей сегодня к нам уже идёт, к примеру, из ОАЭ.

При этом стоит отметить, что «режим ожидания» затронул гораздо меньше массовый сегмент, так как для бюджетных машин существует больше достойных аналогов, а после ожидаемого выхода на наш рынок новых автопроизводителей из Китая, Ирана и Индии их, уверен, появится ещё больше. Также есть надежда, что со временем стабилизируются и прежние цепочки поставок. Но ясно одно: цены на автозапчасти будут иные – из-за привязки к курсу валют и расходов на логистику. Стоимость комплектующих с весны прошлого года и так сильно выросла. Потом, правда, рынок «насытился» деталями, плюс наблюдалось снижение потребительского спроса, что в результате привело к тому, что на данный момент цены на автозапчасти выше на 30% по сравнению с началом 2022-го.

Дмитрий Морозов, сооснователь тюнинг-центра Red Sector Project, Москва:

– С приходом санкций в обслуживании автомобилей принципиально ничего не изменилось, кроме цены на запчасти – подорожание в среднем варьируется от 40 до 200%. Из-за роста цены некоторым сервисам (в основном совсем небольшим, обслуживающим автомобили старше 7–10 лет) приходится снижать стоимость работы, так как владельцам «старых» авто просто не хватает денег на обслуживание, но и отказаться от использования автомобиля они не могут. Более крупные сервисы, наоборот, повышают цены на работы, так как жизнь дорожает.

Кризис в наличии запчастей не наблюдается. Появилась другая проблема, а именно «контрафакт» или просто дешёвые некачественные запчасти, которые выбирает сам клиент. Как результат – большее количество претензий от покупателей и увеличение временных затрат на поиск оригинальных запчастей: очень сложно найти поставщика, который не грешит подделками. Если в 2021 году контрафакт составлял только 20% рынка, то сейчас подделок порядка 70%. Запчасти из Китая – лотерея. Кроме того, цена на оригинальные запчасти достаточно высокая, за исключением тех, что Китай производит для внутреннего рынка.

В обслуживании автомобилей «ушедших» марок, срок эксплуатации которых не превысил срок гарантийного ремонта, изменений почти нет, кроме невозможности сделать часть работ, связанных с онлайн-прописью оборудования. На самых последних автомобилях иногда сложно поменять колодки без оригинальной онлайн-программы и просто невозможно обновить программное обеспечение, что очень важно, особенно для новых моделей. Касается это в первую очередь Mercedes и всего концерна VAG.

котлов

Андрей Котлов, технический директор «Технологии ремонта АКПП», Ижевск:

– В 2022 году из России ушли почти все зарубежные марки авто. Концерны отозвали лицензии у официальных дилеров, возникли проблемы с логистикой и доступностью технической документации. Это вызвало ощутимый дефицит запчастей и недоступность технической поддержки. Параллельный импорт покрывает далеко не все потребности автолюбителей. Мы вышли из «голода» по запчастям за полгода, создав собственное современное предприятие по ремонту и восстановлению деталей и узлов АКПП. На производстве ремонтируем и восстанавливаем запчасти, которые ранее закупали в Америке, Европе и Англии. Также мы сами создаём чертежи необходимых деталей АКПП, отдаём на предприятия, где изготавливаются необходимые детали. Сборку и настройку мы делаем уже на своём оборудовании.

Также после ухода официалов возникли проблемы с обновлением софта в блоках АКПП – производители заблокировали для РФ все онлайн-сервисы с необходимым программным обеспечением. Наши мастера ищут и устанавливают программы «обходными путями» и делают всё возможное, чтобы автомобили работали исправно – достают прошивки и техдокументацию для адаптации и прошивки практически любых АКПП.

Сегодня, спустя год с момента «ухода» автомобильных брендов значительной долей наших клиентов остаются водители автомобилей, чей гарантийный срок уже истёк. Кроме того, теперь к нам обращаются частные мастера, которые ранее запрашивали помощь и консультацию у официальных дилеров. Официальных дилеров марок, покинувших рынок, в стране больше нет – организации могут работать, но у них отсутствует лицензия, потеряны импортёры. Компании продолжают обслуживать автомобили, у которых не истёк срок гарантии, но, разумеется, именно официальной гарантии и дефицитных деталей у них же нет. Как правило, редкие запасные части бывшие дилеры ищут «в разборе» со старых машин.

Дмитрий Волков, директор ООО «Формула» (Субару Центр Ижевск):

– В свете событий 2022 года российский автомобильный рынок столкнулся с санкциями. Как следствие – официальные поставки автомобилей и запасных частей многих брендов были прекращены либо сильно затруднены. Subaru – в их числе. Однако компания достаточно лояльно отнеслась к своим российским клиентам: не стала резко повышать цены и продолжила поставлять оригинальные запчасти для своевременного и качественного обслуживания автомобилей.

Наиболее заметны трудности с поставками запчастей с полупроводниками в составе. Но если анализировать экономическую ситуацию в мире, то становится ясно, что эта проблема связана не с санкциями, а с отсутствием самих полупроводников, дефицит которых начался ещё в 2019 году. Дилерские центры Subaru сегодня идут навстречу клиентам и ищут всевозможные варианты поставки запчастей, которые являются дефицитными.

Безвыходных ситуаций нет. Сервисные центры в любом случае будут обслуживать своих клиентов, и делать это как можно быстрее и качественнее. Потому что мы понимаем: автомобиль – это не просто средство передвижения, а стиль жизни. И человек, лишившийся его по причине поломки, не просто испытывает дискомфорт со всеми вытекающими последствиями, а становится менее мобильным.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).