Не так давно исполнилось 100 дней с даты назначения Дарьи Сунцовой постоянным представителем Главы Удмуртской Республики при Президенте РФ. Мы поговорили с Дарьей Юрьевной о первых итогах, приоритетах и принципах работы, а также дальнейших планах.

– Ваш предыдущий опыт связан с федеральными проектами поддержки предпринимательства: Национальная премия «Бизнес-Успех», акселерационные программы для малого и среднего бизнеса в Москве и за рубежом, экспертная работа в Минэкономразвития России, Государственной Думе, мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей», фонде президентских грантов и др. Насколько деятельность в команде региональной исполнительной власти отличается?

– Во-первых, есть много общего: конечная цель всех наших усилий – это развитие экономики и улучшение жизни людей. С точки зрения коммуникаций с федеральными органами власти, инфраструктурой поддержки предпринимательства мой опыт очень помогает: я по большей части взаимодействую с теми же людьми, что и предыдущие 15 лет. Но с точки зрения системы управления госслужба значительно отличается от управления своим бизнесом. Другие процедуры, другие сроки, другая степень влияния принятых решений и ответственности. Отдельная сложность связана с тем, что я нахожусь в Москве и большая часть общения с коллегами в регионе проходит дистанционно. Мне повезло, что в Удмуртии очень крутая команда экономического блока, для эффективной работы в таких условиях это крайне важно. 

– Каковы ключевые задачи постпредства Удмуртии в Москве? Разные регионы используют этот «форпост в столице» по-разному. Что ставит вам в приоритет глава Удмуртии? 

– Мы с коллегами-постпредами других регионов довольно тесно общаемся и не перестаём удивляться тому, что нет двух одинаковых представительств – приоритеты у всех разные, хотя задачи схожи. В основном это продвижение региона на федеральном уровне и взаимодействие с федеральными органами власти. Среди других моих важных задач – развитие землячества уроженцев Удмуртии в Москве, инфоподдержка инвестиционной и туристической привлекательности региона, представление Удмуртии на федеральных мероприятиях.

 – А ещё вы делаете «Гербер» в Москве. 

– Да, мероприятие в честь удмуртского национального праздника «Гербер» – это визитная карточка региона в столице. Многие именно по нему знают об Удмуртии, и мы посчитали важным возобновить традицию его проведения после четырёхлетнего перерыва. В этом году «Гербер» на ВДНХ посетило около 70 тыс. человек – это востребованный и популярный в Москве вариант представить национальную культуру и достижения современной Удмуртии. На следующий год он тоже состоится, следите за новостями. 

– Новости о «Гербере» в этом году на билбордах на улицах и остановках Москвы, в метро, на главных интернет-порталах, даже рассылка с приглашением на праздник от Госуслуг была. Можно поинтересоваться, сколько денег вы вложили в такую рекламную кампанию мероприятия? 

– Мы приложили много усилий, чтобы вся рекламная кампания была бесплатной для региона. Экономия, кстати, составила больше 30 млн рублей. Я же из событийного маркетинга и знаю, что в бизнесе крупные мероприятия приносят прибыль, а не затраты. У нас, конечно, другие задачи, но затраты региона всё равно постарались свести к минимуму: на «Гербере» было девять компаний-партнёров, а внебюджетное финансирование организации праздника – порядка 80%. 

– Кроме «Гербера» уже с вашим участием, в этом году Удмуртия побывала на ПМЭФ. Как постпредство готовится и какие цели ставятся при участии в подобных крупных форумах и эвентах? Что, на ваш взгляд, они дают региону? 

– Также я представляла Удмуртию и на другом крупнейшем международном мероприятии «Росконгресса» – Российско-исламском форуме. И в целом стараюсь не пропускать важные бизнессобытия в столице, на которых можно рассказать про Удмуртию с точки зрения инвестиционной привлекательности (их уже было более 50). Вопрос связан с ПМЭФ – это понятно, потому что он сопряжён с высокой стоимостью участия, дискуссии о его целесообразности и ценах бесконечны. Но возможности, которые даёт форум, объединяющий на одной площадке тысячи участников из сотни стран мира, тоже бесконечны: инвестиции, международные бизнес-связи, поддержка социальной инфраструктуры, новые предпринимательские проекты на территории Удмуртии и т. д. Именно поэтому мы уже сейчас начали готовиться к ПМЭФ-2025. Стратегия по событийному маркетингу Удмуртии на федеральном уровне включает три направления: 

  1. Участие в значимых федеральных событиях; 
  2. Организация возможности участия в отраслевых и тематических мероприятиях в Москве предпринимателей региона (членов сообщества «Удмуртия.Бизнес»); 
  3. Проведение инициативных мероприятий постпредства для членов удмуртского землячества. Я считаю, что их важно делать с федеральными партнёрами – не только потому, что это помогает не тратить деньги республики, но и для повышения уровня событий. Например, книжный клуб землячества мы проводим в партнёрстве с издательством «Альпина Паблишер». Деловую игру для студентов «Влюбиться в Удмуртию» – с корпорацией ДОМ.РФ и т. д.

– Расскажите подробнее о бизнес-сообществе «Удмуртия.Бизнес». Как появилась идея его создания, каковы цели, чем оно полезно Удмуртии и региональной экономике, бизнесу? Кто уже вошёл в состав объединения, как и кто может к нему присоединиться?

– Многие предприниматели Удмуртии, постепенно развиваясь, всё больше времени проводят в столице, некоторые даже переезжают в Москву, но продолжают бизнес в нашем регионе. Кроме того, благодаря особым условиям для бизнеса в Удмуртии за последнее время сюда переехало довольно много предпринимателей из столицы и других регионов. Мы в постпредстве Удмуртии поддержали инициативу объединения всех предпринимателей, которые связаны бизнес-интересами с регионом. Иногда именно сообщество может быть более полезным, чем вся инфраструктура поддержки МСП. Для предпринимателей это сообщество единомышленников, а ещё – бесплатные мероприятия, коворкинг или переговорные в постпредстве и возможность новых бизнес-связей. А для республики – ещё один инструмент развития бизнес-климата, который на многих примерах доказал свою эффективность. Для вступления можно подписаться на телеграмм-канал «Удмуртия.Бизнес» (будьте готовы к верификации по ИНН, которая помогает администратору понять, что новые члены клуба действительно связаны с республикой и являются предпринимателями). Также можно заглядывать на сайт pp.udmurt.ru, чтобы быть в курсе событий бизнес-клуба, который возглавляет предприниматель из Удмуртии Олег Смирнов. 

– Поделитесь планами, какие проекты сейчас готовит постпредство? И в чём задача этой работы?

– В сентябре стартует новый сезон мероприятий. В прошлом мы организовали и провели 68 активностей: инвестиционные питч-сессии, книжные клубы, деловые игры, мастер-классы по традиционной культуре, встречи, спортивные мероприятия, национальные праздники и т. д. 

Студенты, которые приехали из Удмуртии учиться в столицу, – это особая категория в нашей работе. В прошлом году мы организовали студсоветы удмуртского землячества в семи вузах столицы, планируем расширить сетку при поддержке Минобрнауки России. Говоря о целях поддержки землячества, кроме очевидной – точка опоры для уроженцев Удмуртии, которые временно или постоянно живут в Москве, есть вполне практичная цель для региона. За последнее время количество участников в группе VK «Представительство Удмуртии в Москве» превысило 4 000 человек, которые становятся нашим «мостиком» в столице для продвижения Удмуртии. Абсолютное большинство из них приходят в землячество, чтобы быть полезным региону и землякам, а заодно и остальным рассказывать о её туристической, инвестиционной привлекательности.

– То есть идея «Инвестируй в Удмуртию» продвигается и через «сарафанное радио»? 

– Я довольно много общалась с предпринимателями, в том числе проводила исследования о механизме принятия решения, факторах инвестиционной привлекательности региона. Если говорить про серьёзные инвестиции, я не знаю людей, которые выбирают регион по презентациям. Скорее всего, это личные знакомства и личные впечатления на месте. Поэтому я считаю нашей важной задачей организовывать визиты потенциальных инвесторов в Удмуртию. Честно говоря, если один раз увидеть, то республика не оставит равнодушным. Объективно, сейчас Удмуртия – один из лучших регионов для инвестиций. Например, в июне около 40 предпринимателей – участников «Клуба Первых» приезжали оценить инвестиционные перспективы. Удмуртия была в их графике сразу после Сингапура и перед Дубаем. И понравилась не меньше. В июле совместно с «Россотрудничеством» мы организовали в Удмуртию недельный инфотур зарубежных блогеров, в сентябре планируется отраслевая бизнес-миссия предпринимателей в сфере индустрии спорта, визит наших давних партнёров АгроИнвестКлуба «Россельхозбанка» и т. д. Хотя «сарафанное радио» – не единственный инструмент продвижения Удмуртии на федеральном уровне. Например, мы при поддержке Правительства Москвы сделали три рекламные кампании «Удмуртия – место силы» в наружной рекламе. Насколько они помогли турпотоку в регион? Боюсь, никто не знает. Я начинала карьеру с математического моделирования экономических процессов на кафедре С. Ю. Глазьева, очень верю в цифры и, конечно, тоже хочу считать эффективность. Но в реальности всё сложнее. Наша работа – это, скорее, повышение вероятности целевого исхода. Именно поэтому тут правильная стратегия – использовать все инструменты, к тому же пока мы не исчерпали даже бесплатные возможности. Например, скоро выйдет книга в издательстве «МИФ» про мифы Удмуртии со ссылкой на сайт Агентства по туризму с приглашением в турпоездку к нам. Казалось бы, неочевидный канал продвижения, но я очень благодарна коллегам из крупнейшего федерального издательства за то, что они поддержали (и оплатили) эту идею: несколько тысяч читателей станут ближе к идее приехать и увидеть Удмуртию своими глазами. 

– Вы уделяете большое внимание привлечению в республику инвесторов. Расскажите, чем ещё полезен постоянный представитель в Москве? 

– Есть ещё одно важное направление в работе постпреда – взаимодействие с федеральными законодательными и исполнительными органами власти. Это возможность участия Удмуртии в федеральных проектах. Эта работа, конечно, не такая публичная, как реклама на 32 тыс. экранов московского транспорта. Сейчас, например, актуален вопрос налоговой модернизации, поэтому специально для обсуждения этой темы я вошла в состав Экспертного совета при Комитете Госдумы по малому и среднему предпринимательству. Замечу, там работает всего два представителя региональных органов власти. Считаю важным доносить нашу позицию до законодателей. Некоторые вопросы мы можем скорректировать, другие поменять сложно, но эта планомерная работа помогает отстаивать важные законодательные изменения. 

– И последний вопрос. У вас фамилия с удмуртскими корнями, расскажите о своей связи с регионом. 

– Да, Сунцовы – довольно распространённая в Удмуртии фамилия. В деревне моего дедушки вообще все были Сунцовы. Кстати, именно он рассказывал про свою малую родину как очень особенное и прекрасное место. Так сложилось, что он рано уехал из родного края, но многие мои родственники живут там и сейчас. На самом деле моя связь с Удмуртией скорее в другом. Я более дести лет делала Национальную премию «Бизнес-Успех», потому что верю в предпринимательство как движущую силу экономики. И считаю, что люди, которые создают новое, платят налоги, дают работу, достойны поддержки и признания на самом высоком уровне. Кстати, моё восхищение этой особой категорией людей и их несгибаемой волей я постаралась передать в книге «Никогда не сдавайся». 

В поддержку Премии я делала бизнес-форумы в 58 регионах России, в сотрудничестве с РОИВами, и в общем, всегда держала в голове мысль поработать в инфраструктуре поддержки МСП не на федеральном, а на региональном уровне власти. Это удивительно, насколько разные регионы России. Мне есть с чем сравнивать, и могу точно сказать, что Удмуртия действительно самый предпринимательский регион, в том числе и потому, что это общая позиция руководства региона и команды экономического блога: предприниматели – важная часть экономики и социальной жизни. Так что с Удмуртией меня связывают общие ценности. Ну и фамилия, конечно.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).