Стремительно развивающиеся геополитические события, обострившие отношения между западными странами и Россией, вылились в экономические санкции, которые напрямую затронули отечественный авторынок, который погрузился в кризис. Многие производители приостановили поставки и производство в стране. О динамике цен на автомобили с февраля и как это в дальнейшем повлияет на рынок, рассказали эксперты нашего журнала. 

Никита Пантюхин, директор АвтоТехЦентра «Кит» и автосалона «Кит» (Ижевск):

— Если говорить про премиальный сегмент, то, например, Mercedes Benz Gelendwagen G класс AMG 63 в начале года стоил около 25-27 млн рублей, а сейчас цена на него выросла в два раза и составляет 53-54 млн рублей. В то же время британский Bentley Motors, что удивительно, не увеличивал стоимость своих автомобилей. 

Касаемо бюджетного сегмента. Почти все видели ролики в соцсетях с ценами на автомобили Lada. Так, сейчас Lada Vesta за 1,5 млн рублей — уже в порядке вещей. Мы понимаем, почему формируется такая цена. АвтоВАЗ сильно зависит от импортных комплектующих, которые поставлял Renault. 

Kia и другие подобные марки выросли в цене на 20-25%. Кроме того, сильно поднялись в цене автомобили марки Toyota. Например, Toyota Camry средней комплектации прошлым летом можно было приобрести за 2,3 млн рублей, а сейчас цена поднялась до 5 млн. Меньше остальных, но всё же ощутимо поднялись в цене китайские марки. Ценник на Geely Atlas Pro достигает уже 3,5 млн рублей, а совсем недавно он стоил 2,3-2,5 млн рублей. 

Ситуация с поставками очень сложная. Многие дилеры прислали своим контрагентам письма о том, что поставок в ближайшее время не будет. Это, конечно, связано больше с политической ситуацией, нежели с какими-то техническими проблемами. Однако всё это — вопрос времени, который рано или поздно решится. 

Данил Соловьев, директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE (Новосибирск):

— На сегодняшний день у дистрибьюторов складских запасов точно хватает на полтора месяца, в том числе запчастей для регулярного технического обслуживания. Начиная с 25 февраля был переходный период, когда из-за резкого скачка курсов валют часть производителей приостановили отгрузки. Часть фур, которые уже были в пути, остановились на таможне. Сегодня некоторые заводы возобновили отгрузки, однако далеко не все. 

Однако уже возникает дефицит с кузовными запчастями, поскольку большая их часть — оригинальные от автопроизводителя. Есть и небольшой дефицит, связанный с электроникой. Если ситуация не стабилизируется, то есть вероятность, что дефицит появится и по запчастям, необходимых для техобслуживания.

Цены на ремонт и техобслуживание автомобиля выросли и это, скорее всего, ещё не предел. Курсы валют меняются изо дня в день, а поскольку большая часть цен на запчасти привязана к курсу валют и оплачивается производителю тоже в валюте, то цены меняются ежедневно.

Азиатские производители сейчас активно пытаются заменить ушедшие марки и бренды. Всё, что связано с запасными частями для ТО и основного ремонта, они смогут покрыть, однако они не могут производить микроэлектронику, поскольку патенты на их разработку и производство в большинстве своём находятся у европейских компаний. Стоимость запасных частей выросла уже в среднем на 60-70% по основным группам товаров. Соответственно, дальнейший рост цен будет пропорционален росту курса валют.  

Дмитрий Матвеев, основатель компании «Мой Автопрокат» (Ялта):

— Цены на автомобили выросли почти в два раза. На это повлияли остановка поставок автомобилей, приостановка производств и проблемы с логистикой. Автосалоны и дилеры скупают б/у машины, приводят их в порядок и выставляют на продажу дороже. Что касается комплектующих, необходимых для производства: если Россия не сможет использовать продукцию ведущих производителей (а это США), то она постепенно перейдет на продукцию китайцев (например, SMIC).

Автомобили сейчас точно не стоит покупать, так как цены необоснованно завышены. Если нет острой необходимости в автомобиле здесь и сейчас, рекомендую отложить покупку плюс-минус на год и задуматься о каршеринге или аренде авто вместо приобретения его в собственность. Это может быть намного выгоднее с точки зрения нагрузки на бюджет.

В прошлом году на российском рынке ощущалась нехватка бюджетных масс-маркет моделей (Hyundai, Kia, Volkswagen и т.п.) Сложившейся ситуацией пользовался китайский авторынок (и продолжит пользоваться и сейчас в кризис). Они быстро решают проблемы с дополнительными поставками автомобилей.  

Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК» (Москва): 

— Нынешнее экономическое противостояние затронуло не только отечественный авторынок, но и ожидаемо бумерангом остановило практически все сборочные производства в Западной Европе. В текущей ситуации, когда все понимают, что поставки большинства автопроизводителей не будут возобновлены в течение 3-6 месяцев и каждая машина в автосалоне чуть ли не последняя, дилеры подняли цены до уровня спроса, по сути, кратно увеличив стоимость. Покупать новый автомобиль на таком рынке просто глупо (если только вы не находитесь совсем в безвыходной ситуации). 

С учетом текущего положения и сбоя практически всей логистической цепочки поставки комплектующих, можно ожидать, что порядка ¾ новых авто не поступят на рынок. Стоит ожидать дефицита новых авто в классическом понимании, как минимум, до конца текущего года. Европейских автопроизводителей будут замещать китайские и корейские бренды. Эта ситуация будет сопровождаться кратным увеличением рынка подержанных авто.

Константин Калинин, основатель платформы Raddy.com (Москва): 

— Стремительно развивающиеся геополитические события, обострившие отношения Европейского Союза и Запада с Россией, ожидаемо вылились в экономические санкции, которые напрямую затронули отечественный авторынок. Крупные компании повально отказываются от сотрудничества с российскими автодилерами, приостанавливают поставки, замораживают производства на предприятиях, базирующихся на территории РФ. Но не все так плачевно, как кажется на первый взгляд. Этому есть несколько причин:

  • Во-первых, не все разрывают дипломатические отношения с Россией. Целая Азия, в лице Китая, Кореи и Японии, продолжает поставлять свои машины на территорию РФ. Нужно отметить, что остаются с нами довольно известные компании: Mazda, Toyota, Mitsubishi, Suzuki, Haval, Geely, Chery и другие.
  • Во-вторых, доля автомобильного рынка, которую занимают автомобили из России и Азии весьма велика. Дефолта и страшного дефицита авто не будет, так как большая часть рынка остается в неизменном положении. По данным на конец февраля 2022 года, самый крупный «кусок» рынка приходится на азиатский альянс Renault-Nissan-Mitsubishi (около 39%), в состав которого также входит АвтоВАЗ. Следом идет корейский альянс Hyundai-Kia (25%). Закрывают тройку лидеров немцы: компания Volkswagen занимает 13% рынка. На четвертом месте расположилась японская компания Toyota с 7,7% «пирога». Все остальные известные нам компании занимают не более 3% от общей массы машин.
  • В-третьих, стоит отменить, что ни один бизнесмен не откажется от такого важного и крупного рынка, как Россия. Почти все автомобильные бренды Европы и Запада (за редким исключением) только приостановили поставку машин. Трактовать «приостановку» нужно следующим образом: мы подождем, когда все уляжется, и сразу же вернемся обратно.  

Иностранные бизнесмены так же, как и в нашей стране, сильно зависят от своего правительства. Политики манипулируют другими странами в том числе импортом продукции своих производителей. Никому не выгодны нововведенные санкции – это важно понимать.

Исходя из нынешней ситуации на автомобильном рынке России, можно сделать несколько выводов:

  1. Цены, которые уже успели довольно ощутимо повыситься, падать не будут.
  2. Если санкции не снимут в ближайшие месяцы, то начнется дефицит и на авто, и на комплектующие к ним. Наступит постепенное импортозамещение на авторынке отечественными производителями.
  3. Китай увеличит долю рынка в России.
  4. Ездить на личном автомобиле станет не выгодно, из-за космических цен на автозапчасти, возрастет популярность услуг таксистов и дилеров по прокату машин.

Несмотря на то, что все «ужасы» дефицита автозапчастей еще не нагрянули на российский рынок, всё равно уже сегодня намного выгоднее передвигаться по городу, в путешествиях или во время командировки на арендованном транспорте. Это существенно упрощает жизнь водителя, ведь перед ним всегда огромный выбор моделей авто, которые не нужно регулярно проверять на техническом обслуживании и заниматься ремонтными работами. Также проверенные арендодатели оформляют полный пакет страховок КАСКО и ОСАГО на весь свой автопарк – главное найти хорошую компанию.

Справка

По данным «Автостата», доля импортных машин на российском рынке составила в 2021 году 18% или 271 тыс. машин. В основном это авто из Китая (58 тыс.), Японии (56 тыс.) и Германии (34 тыс.). Но 82% или 1,2 млн машин, продаваемых в России, были собраны здесь же. К началу 2022 года на 13 российских предприятиях производились 58 марок автомобилей. В основном это сборка из импортных комплектующих, хотя степень локализации в последние годы росла.

 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).