С 1 сентября вступил в силу приказ Минздрава РФ «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий». Кроме того,  обновился состав и автомобильной аптечки. Этот стандарт будет действовать шесть лет — до 1 сентября 2030 года. При этом если вы купили аптечку старого образца до вступления изменений в силу, то ей можно пользоваться до окончания срока годности (он указан на упаковке), но не позднее 1 сентября 2027 года. Рассказываем, как размещать и хранить аптечки в 2025 году, и что положить в аптечку.

Кому нужна аптечка

В каждой компании должна быть аптечка. Её следует хранить в специально отведённом месте для оказания первой помощи. Не стоит пренебрегать аптечкой, даже если ваша компания маленькая и все сотрудники работают в безопасных условиях за компьютерами. Ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает следующие суммы штрафов:

  • на должностных лиц и ИП — 2 000-5 000 рублей;
  • на юридических лиц — 50 000-80 000 рублей.

В компании должен быть ответственный за аптечку сотрудник. Он должен следить за тем, чтобы в аптечке всегда были необходимые медицинские изделия, проверять сроки их годности и докупать новые, если старые закончились, повреждены или просрочены. Ответственный назначается приказом работодателя. 

В 2025 году требования ужесточатся — изменятся не только требования к размещению, хранению и использованию аптечек, но и к ответственному за эту работу.

Как размещать и хранить аптечки в 2025 году

На рассмотрении находится проект Минтруда, который уточняет правила размещения, хранения и использования медицинских аптечек в компаниях. Предполагается, что он вступит в силу 1 марта 2025 года. Действующий сейчас Приказ Минздрава РФ от 24.05.2024 № 262н устанавливает только требования к комплектации аптечек медицинскими изделиями.

Новые требования будут актуальны для всех работодателей, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы. Это касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Также изменения затронут всех сотрудников. Поэтому важно подготовиться к ним заранее.

Согласно проекту приказа, работодатель должен будет организовать посты для оказания первой помощи и обеспечить их аптечками. Количество таких постов будет зависеть от специфики деятельности и оценки уровня профессиональных рисков. Они будут обозначены специальными сигнальными цветами в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015.

Порядок размещения, хранения и применения аптечек для оказания первой помощи работникам определяется локальным нормативным актом. Если на предприятии есть профсоюз, то при разработке этого акта необходимо учесть его мнение.

Количество аптечек зависит от численности персонала и особенностей работы. На 100 сотрудников (без учёта удалённых работников) должна быть хотя бы одна аптечка.

Важно, чтобы места хранения аптечек были обозначены на плане эвакуации. Работники должны ознакомиться с этим планом и подтвердить своё согласие подписью.

За размещение, хранение и использование аптечек отвечает ответственное лицо, назначенное приказом. Для этой должности выбирается сотрудник, который прошёл обучение по охране труда, в том числе по оказанию первой помощи, в организации или у индивидуального предпринимателя.

Правила использования аптечки в 2025 году

Необходимо регулярно проверять содержимое аптечек и пополнять их необходимыми средствами. Также важно своевременно списывать и утилизировать просроченные медицинские изделия.

Чтобы контролировать расход медицинских изделий, нужно вести учёт использования аптечек. Форму и порядок документирования такого учёта утверждает работодатель.

Что положить в аптечку: чек-лист для работодателя

Согласно новому приказу, состав аптечки остался прежним и включает в себя 12 позиций. Однако изменились количество некоторых изделий. Теперь аптечка должна обязательно содержать блокнот и маркер.

Важно отметить, что изделия, указанные в перечне, нельзя заменять другими. Необходимо проверить код и наименование каждого предмета в соответствии с номенклатурной классификацией.

Медицинское изделие Требования с 01.09.2021 до 01.09.2027 Требования с 01.09.2024 до 01.09.2030
Маска медицинская нестерильная одноразовая 10 шт. 2 шт.
Перчатки медицинские нестерильные (размер M) 2 пары 2 пары
Устройство для проведения искусственного дыхания 1 шт. 2 шт.
Жгут для остановки артериального кровотечения 1 шт. 1 шт.
Бинт марлевый (5 м x 10 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 10 см)¹ 4 шт. 4 шт.
Бинт марлевый (7 м x 14 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 14 см)² 4 шт. 4 шт.
Салфетки медицинские стерильные (16 x 13 см № 10) 1 уп. 2 уп.
Лейкопластырь фиксирующий рулонный (2 x 500 см) 1 шт. 1 шт.
Лейкопластырь бактерицидный (1,9 x 7,2 см) 10 шт. 10 шт.
Лейкопластырь бактерицидный (4 x 10 см) 2 шт. 2 шт.
Изотермическое спасательное покрывало (160 x 210 см) 2 шт. 2 шт.
Ножницы для разрезания перевязки 1 шт. 1 шт.
Инструкция по оказанию первой помощи 1 шт. 1 шт.
Блокнот формата не менее A7 1 шт.
Черный или синий маркер или карандаш 1 шт.
Футляр или сумка 1 шт. 1 шт.

¹Согласно Приказу № 1331н для аптечки требуется именно бинт марлевый (5 м x 10 см), в то время как Приказ № 262н дает выбор — бинт марлевый (5 м x 10 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 10 см).

²Согласно Приказу № 1331н для аптечки требуется именно бинт марлевый (7 м x 14 см), в то время как Приказ № 262н дает выбор — бинт марлевый (7 м x 14 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 14 см).

Автомобильная аптечка: что изменится с 1 сентября 2024 года 

Автомобильная аптечка – это набор медицинских принадлежностей и препаратов, которые могут быть использованы для оказания первой помощи в случае аварии или другой экстренной ситуации на дороге. Её наличие позволяет предоставить неотложную помощь пострадавшим до приезда скорой медицинской помощи.

Согласно пункту 2.6 Правил дорожного движения, водитель, который стал участником дорожно-транспортного происшествия (ДТП), обязан оказать первую помощь пострадавшим. В автошколах будущих водителей учат, как правильно это делать. Вопросы об оказании первой помощи включены в экзаменационные билеты ГИБДД.

24 мая 2024 года Министерство здравоохранения издало приказ, в котором утвердило требования к комплектации автомобильной аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Этот стандарт будет действовать в течение шести лет, до 1 сентября 2030 года. Новая комплектация автомобильной аптечки аналогична комплектации обязательной аптечки для работодателя. 

Если вы уже приобрели аптечку старого образца и она не просрочена, то вы можете продолжать использовать её до окончания срока годности, указанного на упаковке. Однако обратите внимание, что использовать её после 1 сентября 2027 года будет уже нельзя.

Могут ли оштрафовать, если нет аптечки в автомобиле

В настоящее время наличие аптечки в автомобиле не является обязательным требованием. Сотрудники ГИБДД больше не проверяют наличие аптечки в автомобиле, и за её отсутствие не предусмотрен штраф. Ранее это рассматривалось как нарушение, за которое налагался штраф в размере 500 рублей. Однако в 2023 году это правило было отменено. 

С 2023 года больше не нужно возить с собой огнетушитель. А с 2022 года при прохождении техосмотра наличие аптечки не является обязательным требованием. Отсутствие аптечки не будет считаться нарушением.

Нужна ли аптечка в машине

На дорогах иногда случаются аварии, в некоторых из них есть пострадавшие. Полноценную помощь им могут оказать только врачи, у которых есть опыт и необходимое оборудование. Однако врачей нужно ещё дождаться, а иногда первая помощь может спасти здоровье и жизнь человека.

В автомобильной аптечке есть всё необходимое для оказания первой помощи, но иногда подручных средств может быть недостаточно. 

Чтобы не навредить в сложной ситуации, важно периодически повторять правила оказания первой помощи. Если среди свидетелей или участников аварии есть врач, можно передать аптечку ему. 

 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).