Проект закона о бюджете Удмуртии на 2018 год представили общественности. Массу вопросов вызвала целесообразность и пропорциональность сокращения расходных статей. Ко второму чтению в декабре документ претерпит много изменений, но основные тенденции уже обозначились.
Главной идеологией бюджетной политики на ближайшие три года становится обеспечение устойчивости, исполнение всех социальных обязательств, решение социально-экономических задач, снижение госдолга республики. Для этого запланировано ужесточение параметров регионального бюджета, направленное на сокращение дефицита, укрепление доходной базы за счёт роста налоговых поступлений. «Нередко в ходе формирования проекта документа возникают противоречия между социальными и экономическими приоритетами, – отметил министр финансов УР Станислав Евдокимов. – Наша задача – найти определённый баланс. Но в данном случае снижение расходов не было пропорциональным. Полностью учтены социальные затраты, составляющие 69% расходов бюджета. Больше пришлось сокращать поддержку отраслей экономики».
Так, на капитальные вложения пока предусмотрено направить лишь 30% средств от потребности. Сокращение финансирования по ряду программ связано с возможностью найти для их реализации внебюджетные источники. По АПК отменено субсидирование разовых расходов и направлений, по которым нет софинансирования из центра.
Взят общий курс на рост объёмов финансирования по федеральным программам. «Есть направления, по которым соседние регионы получают миллиарды, а мы – ни копейки, – поясняет Станислав Евдокимов. – Нам надо сконцентрироваться на помощи предприятиям по оформлению заявок. На 2018 год для Удмуртии приняты более выгодные условия софинансирования – 19% из регионального бюджета и 81% – из федерального. Для сравнения – в 2017 году вложения республики составляли 31%».
Коррективы в проект главного финансового документа республики будут внесены после принятия федерального бюджета, в котором большая часть субвенций для регионов ещё не распределена. Сегодня известно, что ко второму чтению федерального бюджета к 10 млрд руб. для Удмуртии добавится ещё более 2 миллиардов.
Павел Чушъялов, депутат Госсовета УР:
– Наверное, для руководства региона важно показать профицит бюджета, погасить госдолг. Но поймёт ли население резкое снижение расходной части? По ряду статей мы видим резкое сокращение финансирования или пустые графы. Может быть, стоит уменьшать задолженность медленнее? Она росла в течение многих лет, и полностью погасить её за два-три года нереально. Считаю, надо внести в бюджет такие изменения, чтобы люди меньше ощущали финансовые удары.
Фарит Халитов, депутат Госсовета УР:
– Нельзя сокращать поддержку АПК, надо оставить её на уровне 2017 года. Аграрии сегодня – заложники ситуации. Из года в год они повышают производственные показатели. Село является настоящей точкой роста экономики. А теперь в бюджет вносятся изменения, которые могут ухудшить качество жизни населения в сельской местности.
Алексей Прасолов, председатель Госсовета УР:
– Проект бюджета – «живой» в том плане, что это не конечный вариант. Все следующие версии будут только в сторону увеличения. Правительство УР принимает все меры, чтобы привлечь дополнительные средства для республики.
Кроме того, в некоторых случаях предприятиям без кредитов не обойтись. Если республика не возьмёт заёмные средства, сельхозпроизводителям придётся брать их самим.