С начала 2024 года бизнес и некоммерческие организации (НКО) подали более 22 тысяч обращений через портал «Госуслуги» для досудебного обжалования решений контрольных органов. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество обращений выросло вдвое. Уровень одобрения жалоб остался практически неизменным и составил 71%. В 2023 году он был на уровне 72%, а в 2022-м — 70%.
Больше всего жалоб связано с продлением срока, в течение которого бизнес должен устранить нарушение после предписания инспектора (16 тысяч жалоб). На втором месте по популярности — жалобы на действия и решения сотрудников контрольных органов (5 тысяч обращений).
Предприниматели чаще всего выражают несогласие с нарушениями, указанными в акте проверки, и назначенными мерами наказания.
Напомним, что система досудебного обжалования позволяет бизнесу экономить не только средства, но и время. В суде рассмотрение дела может занять несколько месяцев, а здесь процедура рассмотрения жалоб проходит быстрее. Кроме того, система обеспечивает прозрачность процесса рассмотрения жалоб. В ней не участвует проверяющий, чьи действия обжалует бизнес, что позволяет избежать возможных конфликтов интересов. В режиме реального времени можно отслеживать текущий этап рассмотрения обращения.
Сервис был внедрен в 2021 году. В результате этой реформы удалось актуализировать весь комплекс обязательных требований к бизнесу, трансформировались процедура и форма контроля их соблюдения.