Передвижные торговые фургоны появляются на улицах города с первыми теплыми днями и собирают вокруг себя очереди весь сезон. Такая концепция позволяет предпринимателям сделать свой бизнес более мобильным в период выездных мероприятий и высокой посещаемости прогулочных зон. Кроме того, весной в регионе были анонсированы льготные условия аренды городских земель под фудтраки.

Как сообщили в Корпорации развития Удмуртской Республики, постановлениями Администрации города, с 15 июня 2022 года по 30 октября 2022 года определены 4 локации для бесплатного размещения фудтаков (в организации их обозначают как «специализированные или специально оборудованные для торговли едой и напитками быстрого приготовления транспортные средства или мобильное оборудование, применяемое только в комплекте с транспортным средством»):

  1.  «У сквера «Открытый сад» в 21 м на восток от здания Администрации г. Ижевска по ул. Пушкинской, д. 276 — 3 торговых места.
  2. «На Набережной, напротив кафе» в 81 м на запад от здания кафе по ул. Милиционной, 30 с — 3 торговых места.
  3. «На Горького» в 52 м на запад от здания Удмуртского театра по ул. М. Горького, д. 73 — 4 торговых места.
  4. «У входа на городской пляж» в 27 м на юго-запад от здания спасательной станции по ул. Береговой, 1б — 3 торговых  места.

О том, какие плюсы есть у формата торговли через фудтрак, и какие моменты нужно учитывать при организации такой концепции, рассказали эксперты журнала. 

Марина Дорошенко, создатель кофейни «Хороший кофе» и бренда одежды «GG outfit»: 

—  У нас есть разные  форматы заведений: с посадочными местами, в формате “кофе с собой” и несколько кофеен “на колесах”. Последние мы запустили в прошлом году для того, чтобы не ограничивать гостей режимом работы бизнес центров, где изначально стояли наши точки. Формат фудтрака сделал кофейни доступными поздним вечером и в выходные.

Такая концепция выглядит гораздо интереснее обычного павильона —  наш первый розовый фудтрак стал успешным маркетинговым инструментом. Людей привлек дизайн мобильной кофейни, как следствие — в соцсетях появилось множество фотографий на её фоне, что вызвало взрыв популярности. Теперь мы предлагаем такие баркасы нашим франчайзи, поскольку сам внешний вид напрямую влияет на окупаемость бизнеса. Следовательно, мой совет: если вы решите организовать бизнес в формате фудтрака, то разработайте красивый, оригинальный и фотогеничный дизайн. Это позволит получить  бесплатную рекламу в соцсетях от нескольких тысяч людей.  Ещё один плюс  кофейни “на колесах”– это, естественно, её мобильность. Такую торговую точку легко переместить, что с другими форматами сделать гораздо сложнее.

При всех плюсах концепции мобильного бизнеса, не следует забывать о самом продукте. В любом  случае, то, что вы продаёте, должно быть притягательным, классным, красиво упакованным, вкусным. Также важно выбрать правильное место. Навряд ли люди специально поедут к фудтраку. Его нужно расположить в местах высокой проходимости целевой аудитории. Например, наша целевая аудитория — семьи и молодёжь. Следовательно, мы не будем ставить фудтрак там, где в основном гуляют люди пожилого возраста.

При таком подходе, когда учитывается внешний вид торговой точки, место её расположения и качество самого продукта, можно выйти на окупаемость за 12-17 месяцев, в зависимости от стоимости самого мобильного средства и аренды земли. 

Но есть и особенности в плане организационных моментов. Например, на федеральном уровне совершенно нет СанПиН норм именно для фудтраков. Разумеется, мы соблюдаем правила, которые действуют в общепите: используем нержавеющую сталь для внутренней отделки фургона и специальное оборудование для приготовления, соблюдаем нормы гигиены труда. Но мы так и не нашли документы, касательно этих аспектов именно для фудтраков. Лишь в одном регионе страны есть пометка о том, что можно  реализовывать приготовление еды и торговлю в подобных объектах, подстраиваясь под СаНпиН нормы ларьков с шаурмой. Также  мобильную кофейню нельзя подключить к центральной системе водоснабжения, что вызывает определенные сложности, которые каждый решает по-своему. 

Есть вопросы и к размещению фудтрака на муниципальной земле. В прошлом году мы хотели арендовать у городской администрации землю для фургона. В итоге столкнулись с рядом проблем: нас перенаправляли от одной муниципальной организации в другую, специалисты не знали, как обозначить в документах сам объект торговли, а на заключительных этапах мы столкнулись со всеми трудностями бюрократии. С городом сотрудничать сложно, поэтому сейчас мы сейчас взаимодействуем с частными площадками: узнаем, кто владелец земли, обращаемся напрямую к нему и получаем конкретную цену аренды.

Вероятно, в этом году, в плане взаимодействия с городом, что-то изменилось. Мы слышали о возможности бесплатно арендовать земли для фудтрака, но, к сожалению, поздно узнали об этом. Однако возникает вопрос: если правительство региона выделяет такую меру поддержки, почему бы не обратить внимание на всю сферу и не создать нормативный акт, где будут четко обозначены такие моменты, как понятие фудтрака, порядок его размещения на муниципальной земле, стандарты СанПиНа и другие аспекты данного бизнеса? 

Сергей Буторин, CEO «Парки России» и «Парки Ижевска»:

— Фудтраки подходят для обеспечения общественного питания как временно — на выездных мероприятиях, так и на постоянной основе — в торговых центрах, парках и других общественных пространствах. Это оперативное решение для старта бизнеса: ты купил фудтрак, и уже завтра можешь в нём торговать. Второй плюс такого формата   – возможность отстроиться от других торговых точек, оригинально организовав подачу услуги. Третья положительная особенность —  возможность переезда в любой момент. Если вкладываться в строительство или покупку недвижимой торговой точки, нельзя отрицать вероятность того, что локация станет невостребованной, а предприниматель потеряет вложенные ресурсы. В случае с фудтраком, такого риска нет.

Нет и особых требований к самим фургонам: при правильном оборудовании, они подходят  под противопожарные, антитеррористические и другие меры безопасности. Однако в “Парках Ижевска” есть определённый дизайн — код — требования к внешнему виду торговой точки, за соблюдением которых следит руководство компании. Также для нас важно, чтобы товары, расположенные  на одной площадке, не перекликались друг с другом, а предприниматели  предоставляли людям хорошую сервисную модель. Но главное  — чтобы продукт был качественным и востребованным нашими горожанами на конкретной локации. Например, в парках аттракционов пользуются большим спросом монопродукты, такие, как сладкая вата. В прогулочно — ландшафтных парках, таких, как Парк им. Кирова, требуется что-то связанное с более широким спектром услуг в сфере  общественного питания.   

Что касается земельных участков, условия бесплатной аренды для фудтраков распространяются лишь на определённый перечень муниципальных объектов и не реализованы на территории  АО “Парки Ижевска”.

В целом, я считаю, что в парках города недостаточное количество торговых фургонов. К сожалению, это направление не сильно развито, хотя концепция вполне удобная и весьма интересная, поскольку необычный формат торговой точки позволяет уйти от банального архитектурного решения.  

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).