2 февраля в Ижевске прошёл бизнес-завтрак от сообщества «Бизнес Бизнесу» под названием «Бизнес без границ», основной темой которого стал выход бизнеса за имеющиеся географические и, соответственно, финансовые рамки. Действующие предприниматели — основатели компаний, имеющие больше 20 точек по России или миру, рассказали о том, как развить бизнес и увеличить финансовые показатели. Всё самое важное из выступлений спикеров — в материале «Деловой Репутации».
Первым спикером бизнес-завтрака стал Юрий Паршиков, основатель международной компании «Полезные Люди»:Наше региональное правительство очень тесно связано с предпринимательским сообществом и помогает ему.
Невозможное — возможно, пока ты не доказал обратное.
Мне говорили, что в кризис невозможно открыть успешную компанию, и у меня было сильное желание доказать, что эти убеждения только в голове людей, которые так говорят.
На момент открытия компании у нас с супругой было 37 тысяч рублей, на которые мы хотели поехать в отпуск. Я вложил 35 тысяч в аренду офиса, и вместо отпуска мы стали строить бизнес.
Мы закладывали себе тезис о том, что «полезные люди» — это больше, чем агентство недвижимости.
Мы даём риэлтору зарабатывать 100% комиссии — так мы помогаем развитию риэлторов и выбору клиентов.
Все мои результаты достигаются огромным количеством экспериментов.
Мы поставили себе задачу построить компанию из таких людей, с которых можно брать пример. Риэлтор здесь — не мошенник, а приличный и полезный человек.
В 2022 году мы поставили задачу выйти на международный уровень. К этому времени у нас уже были представительства в 52 городах.
У нас есть своя IT-платформа, которая обслуживает наш бизнес, и мы даже на ней зарабатываем.
Действительно, пока в январе все доедали салаты, я 4 числа поехал в Турцию изучать условия для открытия офиса и сегодня подписывается договор аренда в Турции. В 2015 году, на момент открытия, это казалось невозможным.
Я не знаю секрет успеха. Нужно просто двигаться к своей цели.
Этот год мы посвящаем созданию автономного бизнеса, который будет стоять на IT-платформе.
Сама по себе идея ничего не стоит, но на идеологию люди идут с удовольствием.
Я живу вопросами «чтобы что?» и «зачем?» и у людей мы воспитываем. Такой же подход.
Следующим спикером бизнес-завтрака стал Алексей Лошкарев — генеральный директор и основатель компании «Инари»:В 2002 году мы начинали развивать свою компанию.
Страх не даёт возможности вырасти. И поэтому когда вы занимаетесь бизнесом, задавайте себе вопрос: «действительно ли я хочу большую компанию?». Потому что в большой компании вы полностью зависимы от сотрудников: hr, топ-менеджеров.
В большом бизнесе большие расходы. Может быть, такой бизнес вам и не нужен.
Когда я в 19 лет начинал свой бизнес, было мало бизнес-литературы, я читал книгу «Богатый папа — бедный папа». Там есть фраза «в бизнес вы можете инвестировать либо время, либо деньги». Денег у меня не было, я решил инвестировать время.
Мне кажется, первые 10 лет мы очень медленно разгонялись. Каждый день мы вкладывали время.
Во что генеральному директору вкладывать своё время? В продукт. Фокус компании должен быть на продукте.
Цель — не продажи. Цель — продукт. Продажи — это результат.
Больше 50% моего времени — работа с продуктом: технологами, специалистами, производством.
Если Мерседес сделают плохую машину и будут плохие продажи, то можно будет спокойно всех уволить. Поэтому логично, что генеральный директор Мерседеса много занимается улучшением продуктов. В моём Мерседесе за время эксплуатации ни разу не было сбоев.
Моя дочь любит куклы LOL. Но LOL, на самом деле, это не кукла, а что-то большее. То, как они делают самих кукол, кроссовки для них, одежду. Они придумали отдельную вселенную. Кукол бывает много, но где-то волосы торчат, а каких-то кукол приятно просто в руках держать.
Генеральный директор пасты SPLAT тоже говорит о своём продукте: о том, как много внимания они уделяют консистенции и тактильным ощущениям.
Продажи — это важно, но продукт — вершина бизнеса. И если ему не уделять внимание, большого бизнеса не получится.
Если на нашем совещании речь идёт не о продукте, а о других вещах, я всегда выруливаю из этих тем.
Производителей флагов в стране — около 1000. Но возникает вопрос: если у вас тендер и надо выдать цену 300₽ за флаг — сможете ли вы это себе позволить?
Помимо флагов существуют знамёна. Сейчас они стоят 70000, раньше стоили 12000 и не продавались, пока я не понял, что люди, покупающие знамёна, не ищут дешевые — они ищут дорогие. Тогда я поставил цену выше рынка, и они стали продаваться. Нужно анализировать рынок.
Уделяя внимание продуктам и прайс-листам, мы корректируем продажи. Раньше у нас был конструктор жилетов, и их мало покупали. Потом мы убрали конструктор и запустили несколько стандартных моделей, показали их рекламному агенству, и сегодня мы отгружаем несколько миллионов
В моей компании правило: я сначала добьюсь качества, дам клиенту привыкнуть к качеству, а потом уже буду поднимать цены
Когда вы разобрались с продуктам, надо думать о продажах. В январе у нас не так много заказов, но к апрелю их огромное количество, и надо думать, как их все обслужить. Нашу фабрику мы начали строить в 2015 году.
Как мы ищем заказчика? У нас около 50 менеджеров по продажам — даже клиента за 100 рублей нужно обслужить, чтобы потом работало сарафанное радио.
Мы нашли свой способ обеспечивать продаж — покупать бизнесы из рекламного сегмента. Например, конкурентов. Это классный способ для того, чтобы продвигаться. Сегодня сайт и покупка бизнеса — основные источники заказов.
Завершающим спикером мероприятия стал Владимир Макаров, счастливый предприниматель, основатель и владелец компании RB Leader, в которую входит международная сеть пекарен «Настоящая пекарня»:В своей компании мы приняли правило, что наши партнёры — это дети. Мы действуем по принципу «зелёной пасты» — подчеркиваем удачи, а не ошибки.
Все наши письма партнерам по франшизе начинаются со слов «Вы большой молодец». Мы подходим к ним, как к детям в детском саду: есть хорошие, есть не очень, но шнурки завязывать надо научить всех.
Я работаю один день в неделю. Все мои проекты управляются командами. Я полностью обучен всем технологиям, которые позволяют вести 3-6 бизнесов, не участвуя в бизнес-процессах, поэтому я счастливый предприниматель.
Бизнес, основанный на зависти, заводит в дебри.
Мой бизнес — моя мечта. Любовь к своему делу ведёт к успеху.
Первое, что позволило мне выйти на мой уровень — полное обучение технологиям управления.
Не нужно «выдергивать деньги» из компании, обеспечивая кассовый разрыв.
Когда у нас не было денег, мы создали собрание из 15 человек и обьявили, что денег нет. Предложили уходить или работать, продавать и улучшать продукт.
Неправильных решений в плане стилей управления не бывает.
Вы не сможете повторить все от каждого спикера бизнес-завтрака. Возьмите пару хороших идей и реализуйте их в своей жизни. И вы также имеете право сказать, что все это не работает.
Мы набираем людей по принципу «они решают проблемы или их приносят?» Любой, кто говорит, что задачу невозможно выполнить, быстро вылетает из компании.
Ещё одна составляющая успеха — удача. Я никогда не исключаю этот фактор из бизнеса. Какие-то случайные вещи, которые нам сначала кажутся трагедией, могут быть сильной удачей. Аренду помещения первого планируемого ресторана «Кинза» перекупил наш конкурент. Перед открытием налоговая прислала уведомление об ошибке в документах. Однако теперь наш ресторан располагается в шикарном месте с парковкой, конкурент закрывает перекупленное место, и если бы у нас все получилось сразу — не факт, что мы бы не прогорели сейчас.
Одна из ошибок — мы очень долго все заработанные на пекарнях деньги вкладывали в развитие бизнеса. Мы так увлеклись масштабированием, что сидели с 400₽ в кармане и больших оборотах компании. Когда ты большой и бедный — стремно. Сейчас мы в свой бизнес не вкладываем ни рубля, у нас есть инвесторы. Также у нас есть фонд развития бизнеса, фонд страховой.
Никогда не забывайте о себе. Вкладываться в бизнес можно очень долго. Возьмите в привычку брать деньги для себя.