Совсем скоро предприниматели ряда регионов смогут опробовать новый налоговый режим – автоматизированную упрощённую систему налогообложения. Если «тестирование» окажется удачным, вполне вероятно, что АУСН распространят на всю страну. Какие компании могут перейти на новый режим, есть ли в целом смысл перехода, получится ли с помощью «автоупрощёнки» наладить «бизнес без бухгалтера» и экономить – на интересующие вопросы ответили эксперты журнала «Деловая Репутация».

Светлана Науменко, основатель аутсорсинговой компании бухгалтерских услуг «Ваше дело»:

— С 1 июля 2022 года начнёт работать новый налоговый режим – автоматизированная упрощённая система налогообложения. АУСН – это смесь «упрощёнки» и налога самозанятых. АУСН создана в первую очередь для индивидуальных предпринимателей, которые переросли «потолок» доходов, установленный для самозанятых.

Пока АУСН вводится не повсеместно, эксперимент запускают в четырёх регионах России – в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Ходят слухи, что с 2023 года к ним присоединится Санкт-Петербург. Окончание эксперимента обозначили датой 31 декабря 2027 года.

Организациям и ИП, работающим на АУСН, не нужно самим рассчитывать налог, подавать декларацию и другую отчётность, оплачивать страховые взносы за работников. Приятный бонус в виде отсутствия выездных налоговых проверок присутствует.

Уже задумались над увольнением своего бухгалтера? Не спешите, спецрежим имеет много подводных камней, да и подходит далеко не каждой организации.

Для начала необходимо проверить список ограничений по видам деятельности, это: некоммерческие организации; банки и страховые компании; ломбарды; иностранные фирмы; нотариальные и адвокатские организации; производители подакцизных товаров; фермерские хозяйства.

Список не исчерпывающий, но в общих чертах ясно: далеко не всем доступен режим АУСН. Тем более для автоупрощёнки существует ряд запретов: совмещение с другими режимами налогообложения невозможно; если есть сотрудники, имеющие право на досрочную пенсию, – это является препятствием для АУСН; банк, через который проводится начисление заработной платы, должен входить в специальный реестр ФНС; проведение оплаты НДФЛ по ставкам 9%, 15% и 35% автоматически тоже не получится.

По аналогии с упрощённой системой налогообложения предоставляется выбор ставки налога: «доходы» – ставка 8%; «доходы минус расходы» – ставка 20%.

Но если ставки УСН регионы могут понижать, то по автоматической системе всё будет стабильно: ставки не будут уменьшаться/увеличиваться на протяжении всего периода эксперимента.

Учёт доходов и расходов плательщики обязаны вести в личном кабинете на сайте ФНС, оплачивать налог необходимо раз в месяц.

Рассчитывать размер налогов компаниям и ИП не нужно самим, теперь это задача ИФНС. Необходимо лишь предоставить данные о доходах и расходах одним из путей: через онлайн-кассу; от банка; от самого плательщика через его личный кабинет, если доход получен наличными.

Чтобы ещё больше упростить себе жизнь, можно подключить автоплатёж налога, тогда инспекция сама передаст данные в банк, а списание денежных средств пройдёт автоматически.

Разумеется, главным преимуществом АУСН озвучивают практически полное отсутствие налоговой и персонифицированной отчётности. Но совсем забыть про отчётность не получится: СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, бухгалтерская отчётность, кадровый учёт никто не отменял.

Сделать однозначный вывод о том, какая всё-таки система налогообложения выгоднее, увы, невозможно. Конкретной компании необходимо рассмотреть каждое требование, каждое ограничение спецрежима, и только лишь после расчёта всех взносов и налогов принимать окончательное решение.

Спешим успокоить бухгалтеров: без работы они не останутся. Крупные компании с высокой прибылью, большим штатом сотрудников, понятно, существуют. Да и не каждый руководитель рискнёт сразу переходить на автоматическую «упрощёнку». Бухгалтерам можно выдохнуть.

Ирина Анфимычева, руководитель проекта в компании «Тензор»:

— Главная идея нового режима: компаниям не нужно будет считать большинство налогов, за них это сделает ФНС.

Плюсы АУСН: не надо заполнять налоговую декларацию и книгу учёта, сдавать отчётность по взносам и НДФЛ, платить взносы, вести бухучёт, можно не опасаться выездных проверок. Минусы: счёт можно открыть только в банке из списка ФНС, зарплата – только безналичная, платежи по налогу – ежемесячные, лимиты доходов и численности меньше, чем на «упрощёнке», ставки налога выше, чем на УСН.

А теперь – преимущества модели «Считаю налоги сам». Подходит всем, нет ограничений по численности или доходам. Контроль над своими доходами и расходами – налоги всегда заранее можно «прикинуть». Сотрудники могут получать имущественные вычеты прямо у работодателя, а не ждать окончания года.

Но здесь тоже есть минусы: бухгалтеру нужно платить зарплату, учитывать, что сотрудник может уйти на больничный, взять отпуск.

Итог: сейчас АУСН имеет весомые недостатки для многих предпринимателей, а значит, что и бухгалтеры без работы не останутся точно. Также нужно понимать, что если ИП только начал вести бизнес, не получится обращаться в техподдержку по каждой проблеме, новичкам вести бухгалтерию в облаке спокойнее. Такие программы обычно сами делают авторасчёт и уплату налогов, а также упрощают сдачу отчётов в госорганы.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).