Власти анонсировали появление в России системы оптовых продовольственных рынков. Концепция уже утверждена, по ожиданиям правительства, она поможет увеличить выпуск и поставки качественных, доступных по цене продуктов питания, регулировать ценообразование. Каковы ожидания экспертов рынка FMCG (товаров повседневного спроса)?

Дмитрий Трифонов, коммерческий директор и сооснователь исследовательской компании NTech (Москва):

— Развитие продаж за счёт роста сетей себя исчерпало. На текущий момент практически все категории вошли в стагнацию. Развитие собственной розницы под силу только крупным игрокам, и не всегда рентабельно. Консолидация сетей будет только ухудшать позиции производителей.

Есть потребность в «механиках», которые в соответствии с трендами снижения покупательской способности населения будут развивать свободный товаропоток и упрощать прямой контакт с потребителем производителя. Мелкооптовая торговля, которая была очень развита в период становления рынка, может опять стать актуальной.

Обозначу основные факторы для развития мелкооптовой торговли. Первый и самый главный – это живые деньги здесь и сегодня. Пока мы увидели только первую волну гиперинфляции.

Второй – безумные наценки сетей, которые из-за масштаба и аппетитов неэффективны. Третий фактор – сети опосредованно ведут к консолидации производителей, что в свою очередь делает «корабль» крайне неустойчивым в период лихорадки. Здесь можно увидеть отсылки к НЭП.

Однако есть и риски, среди которых можно выделить основной: по факту вместо реального механизма мы можем получить проект, который будет нежизнеспособен в современных реалиях. Очередные рынки формата 90-х, непрозрачных с точки зрения товародвижения, не приносящих в бюджет налогов и являвшихся кормушками для преступных группировок.

Считаю, что необходимо лоббировать создание торгово-выставочных площадок постоянного функционирования с фиксированной арендной ставкой от площади. Максимально доступных для производителей любого масштаба, основной принцип действия которых будет следующим: сегодня договор и оплата – завтра доступ к работе.

Будут актуальны розничные продажи с точки, мелкооптовые и оптовые с помощью фулфилмент-команд либо со склада площадки, либо непосредственно со склада производителя. При этом аренда точки в год должна быть сопоставима со стоимостью павильона на Продэкспо. Для мелких производителей – шеринг полки у аналогов дистрибуторов.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).