От развития экономики зависит большинство сфер жизни и развитие всего региона. Как складывается ситуация сегодня, об инвестициях, экспорте, поддержке бизнеса и стратегических целях поговорили с министром экономики Удмуртии Анной Слугиной.
– Анна Сергеевна, почти 15 лет вы работаете в финансово-экономическом блоке правительства, принципы и взаимосвязи бюджетной и экономической политики вам прекрасно известны. Как применяете этот опыт сегодня на посту министра экономики?
– Успешная экономическая политика требует чёткого согласования бюджетных решений с долгосрочными целями и приоритетами социально-экономического развития. С этой целью мы создали рабочую группу с Минфином УР для обсуждения и принятия совместных решений по прогнозированию доходной части бюджета Удмуртской Республики во взаимоувязке с развитием экономики и отдельных отраслей с учётом влияния различных внешних факторов. И если доходная часть бюджета республики напрямую связана с развитием экономики на территории, то с расходами ситуация более сложная.
Многие регионы России, в том числе Удмуртская Республика, испытывают сложности с исполнением бюджета по доходам и расходам. Собственных финансовых ресурсов недостаточно, а межбюджетные трансферты из федерального бюджета ограничены. В результате исполнение бюджетов всегда ставит дилемму выбора – на что направить имеющиеся в наличии бюджетные ресурсы. Этот выбор всегда достаточно сложный.
Экономика – это распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей. А человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического развития. И поэтому синергия опыта работы в двух министерствах, дополняющих друг друга, помогает определять приоритеты развития и, соответственно, принимать решения о реализации тех или иных программ.
– Приоритеты последних лет понятны – повышение объёма инвестиций в регион, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. Как смотрится по этим показателям Удмуртия?
– По итогам 2024 года объём инвестиций в основной капитал составил 224,3 млрд руб., при этом темп роста достиг 121,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах. Наибольший объём инвестиций – 41,6% – вложен предприятиями обрабатывающих отраслей.
В расчёте на душу населения объём инвестиций в основной капитал в регионе составил 156,7 тыс. руб. (соответствует 7-му месту в ПФО), при этом темп роста объёма инвестиций в основной капитал на душу населения составил 135,7%.
Для реализации цели по стабильному наращению инвестиций будет продолжена работа по улучшению инвестиционного климата – дальнейшее развитие преференциальных зон, дополнительные меры поддержки инвесторов, снижение административных барьеров. Также продолжится внедрение и реализация регионального инвестиционного стандарта – инструмента регионального уровня для поиска, информирования, сопровождения инвесторов и инвестиционных проектов.
Удмуртия – лидер в ПФО по количеству субъектов малого и среднего бизнеса в расчёте на 1000 населения. Сегодня у нас ведут деятельность более 176 тыс. предпринимателей, из них 75 тыс. – субъекты МСП. Наша задача – подставить плечо тем, кто на старте, и открыть новые горизонты тому, кто готов масштабироваться и расти. В этом нам помогает инфраструктура поддержки бизнеса – «Корпорация развития УР», «Бизнес-инкубатор», Удмуртский фонд развития предпринимательства и Гарантийный фонд содействия кредитованию.
По итогам 2024 года более 5000 предпринимателей получили консультационно-образовательные услуги. Финансовую поддержку в виде льготных микрокредитов предоставил Удмуртский фонд развития предпринимательства на общую сумму порядка 1,5 млрд руб., тем, у кого недостаточно собственных средств для обеспечения залога по кредиту, Гарантийный фонд содействия кредитованию предоставил поручительства, которые позволили бизнесу привлечь более 4,5 млрд рублей.
В Удмуртии лояльная фискальная политика. Сегодня льготы по упрощённой системе налогообложения установлены для различных категорий плательщиков. Это и инновационные компании, и впервые зарегистрированные, и социальный бизнес. Для технологических компаний установили нулевую ставку по налогу на прибыль в части зачисляемой в региональный бюджет республики.
Такая поддержка способствует качественному росту сектора МСП. По итогам прошлого года предпринимателями республики было уплачено 12,3 млрд руб. налогов по упрощённой системе налогообложения. В относительном приросте мы заняли вторую строчку среди регионов округа.
– Как министерство строит работу с бизнесом, с бизнес-ассоциациями, которые достаточно активны в своей деятельности? Это, наверное, не случайно в регионе с очень заметной предпринимательской активностью, но всегда приводит к большому количеству и предложений, и просьб, и претензий.
– В первую очередь хотелось бы поблагодарить бизнес-сообщества за активную работу, за вклад в социально-экономическое развитие республики. Мы, со своей стороны, готовы и дальше поддерживать ваши инициативы и стремиться к созданию благоприятной деловой среды. Мы всегда работаем в открытом диалоге.
В течение апреля встречались с представителями различных предпринимательских сообществ. Обсудили различные темы – от ЖКХ, реализации инвестпроектов до сохранения объектов культурного наследия.
На этот год мы определили одним из направлений развития сектора МСП бизнес-коллаборации малого бизнеса с крупными компаниями, брендами, лидерами мнений. Думаю, что в этом нам могут помочь и бизнес-объединения нашего города.
– Как сегодня строится работа министерства по продвижению возможностей республики на внутренних российских рынках, развитию экспортного потенциала?
– Учитывая растущий интерес к экспорту со стороны компаний, принимая во внимание российские ориентиры по расширению географии присутствия на мировом рынке, министерство реализует комплекс мероприятий, направленный на поддержку экспорта. Благодаря такой работе мы смогли в 2024 году увеличить объём экспорта почти на 50% по сравнению с 2023 годом.
В 2025 году продолжится реализация мер государственной поддержки с использованием инструментов группы компаний АО «Российский экспортный центр», обучающего мероприятия «Экспортный акселератор для новых экспортёров» с целью выхода на рынки стран СНГ.
В тесном взаимодействии с экспортоориентированными компаниями и членами Экспортного совета Удмуртской Республики разрабатываются бизнес-миссии и планы мероприятий по продвижению на внешние рынки. Сейчас у нас в стадии проработки организация реверсной бизнес-миссии по направлению экспорта туристических и медицинских услуг, а также разработка плана мероприятий по продвижению ИТ-компаний на внешние рынки. Данные направления имеют одно из ключевых значений развития экспорта.
Продолжается сотрудничество с нашими постоянными партнёрами из Республики Беларусь в рамках созданной совместной рабочей группы. В таком взаимодействии решаются вопросы взаимных поставок продукции, создание совместных проектов, организация визитов, подписываются соглашения о сотрудничестве и прочее.
Министерство старается учитывать интересы каждой компании. Так, по инициативе одного из экспортёров Ижевска, который реализует в Узбекистане свой проект, мы прорабатываем заключение соглашения и плана мероприятий по сотрудничеству с Кашкадарьинской областью республики. Документы будут охватывать широкий перечень направлений сотрудничества. Это станет ещё одним положительным моментом для закрепления интересов Удмуртии на зарубежном рынке.
В 2024 году президентом России поставлена задача – увеличение к 2030 году доли несырьевого неэнергетического экспорта как минимум на две трети от 2023 года и увеличение экспорта агропромышленного комплекса в полтора раза к уровню 2021 года. Для достижения этой цели мы разрабатываем Стратегию развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики и Региональную программу развития экспорта до 2030 года. Документы будут содержать ключевые цели, мероприятия, показатели по увеличению объёмов экспорта. В рамках программы планируется проведение отраслевых мероприятий, создание логистической инфраструктуры, обучение кадров.
Внутренний рынок также остаётся весьма важным для реализации интересов предприятий Удмуртии. Он не теряет приоритет и ставится в один ряд со многими внешними рынками. На сегодняшний день у нас заключено 75 соглашений о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации. Сейчас рассматривается вопрос об актуализации ранее заключённых соглашений с двумя регионами. В рамках взаимодействия регулярно проводятся визиты представителей министерства и бизнеса в соседние регионы, в ходе которых презентуется потенциал Удмуртии. Кроме того, в целях международной кооперации на август запланировано участие компаний Удмуртской Республики в бирже контактов с закупщиками по лёгкой промышленности.
– Какую роль в развитии экономики, и особенно сегмента МСП, играют институты поддержки, работающие в регионе? В частности, «Корпорация развития УР», где недавно сменилось руководство, фонды поддержки и т. п.
– Как я отметила ранее, инфраструктура поддержки помогает нам «выращивать» бизнес. У нас разработаны комплексные меры поддержки различного уровня.
Для тех, кто решил открыть своё дело, Корпорация предоставляет услуги по бесплатной регистрации бизнеса, а также написанию бизнеспланов, стратегий предприятий. Республиканский бизнес-инкубатор предоставляет офисные помещения по льготной аренде. Для тех, кто готов расширять масштабы производства, Центр поддержки экспорта организует зарубежные бизнес-миссии.
Для технологических компаний Региональный центр инжиниринга оказывает услуги по сопровождению на получение патента, лицензий, сертификатов.
Для тех, кому необходимо дополнительное финансирование, Удмуртский фонд развития предпринимательства предоставляет микрозаймы от 6,5%, а Гарантийный фонд содействия кредитованию предоставляет поручительства по кредитам в размере до 70% от суммы кредита.
Все эти меры создают комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности.
– Есть ли уже планы и видение проведения традиционных бизнес-форумов в этом году, таких как День предпринимателя, «Сделано в Удмуртии»? Что будет главной целью их проведения, какую аудиторию хотелось бы на них видеть? Как эти мероприятия должны способствовать развитию предпринимательства в регионе?
– День предпринимателя в этом году отметим 22 мая на Центральной площади Ижевска. Основная концепция Форума посвящена юбилейной дате со дня рождения П. И. Чайковского. В программе множество мероприятий: сессии с известными спикерами на актуальные темы для бизнеса, круглые столы с представителями из разных регионов страны.
Главная идея таких мероприятий – новые знания, обмен опытом. Но не стоит забывать про нетворкинг. Это дополнительная ценность мероприятия. Выстраивание связей и контактов позволяет добиваться больших результатов с меньшими затратами сил и времени. Поэтому приглашаю всех на форум, будет интересно и полезно.
Что касается «Сделано в Удмуртии», мероприятие традиционно пройдёт в сентябре. Это один из самых масштабных форумов республики, имеющий статус международного, с деловой программой и выставкой товаров и услуг компаний республики.
– Всё новые и новые экономические условия и факторы появляются в жизни в последние годы. Насколько это позволяет строить долгосрочные прогнозы и планы социально-экономического развития для Удмуртии? Если да, то каким вам видится развитие экономики республики на перспективу?
– Действительно, только за последние пять лет произошли два события: ковид и СВО, спрогнозировать и предугадать нынешнее влияние которых на экономику было невозможно. При этом при различных внешних шоках наши прогнозы как на федеральном, так и региональном уровне бывают достаточно консервативными. Однако в последние годы экономика страны демонстрирует устойчивость к внешним шокам и способность развиваться зачастую вне зависимости от внешних обстоятельств. Это было и в ковид в 2020 году, и сейчас.
Но прогнозирование, тем более долгосрочное, – это не попытка угадать точные цифры. Это формирование различных сценариев: консервативного, когда ситуация может развиваться в отрицательную зону, и что мы в этом случае будем делать, как сможем повлиять на ситуацию, чтобы даже при консервативном сценарии мы вышли на базовую траекторию. Стратегический вариант – когда нам нужно сделать ещё больше, чем в базовом варианте.
Что касается среднесрочных прогнозов, то мы традиционно проводим сравнение итогов исполнения прогноза по основным показателям Удмуртии и наших ближайших соседей – регионов ПФО. Погрешность прогнозирования составляет 3–5%, в последние годы с учётом постоянно изменяющейся среды – чуть выше, до 8%. Если брать в расчёт пятилетний период, среднее отклонение по Удмуртии составляет 5,1%, по ПФО в диапазоне от 4,9 до 7,3%. В целом это свидетельствует о достаточно высокой точности прогнозирования.
Что касается стратегических целей на долгосрочную перспективу, основной вектор задан президентом нашей страны. В условиях существующих ограничений, как макроэкономических, так и региональных, основной упор будет сделан на повышение производительности труда и обеспечение технологической независимости, развитие новых импортозамещающих производств. Удмуртская Республика обладает уникальными компетенциями. По итогам прошлого года мы получили фронтальный рост по ключевым направлениям: промышленности, строительству, сельскому хозяйству, потребительскому рынку. Такой тренд важно продолжить в ближайшие годы и укрепить. Нужно предпринять все необходимые действия для обеспечения макроэкономической устойчивости.