Экономика Советского Союза была плановой, административной и уравнительной. В 80-х годах был объявлен курс на перестройку, расширение самостоятельности государственных предприятий. Новой и основной задачей для государства стало поощрение и защита конкуренции. Тогда и был создан Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике, затем реорганизованный в Федеральную антимонопольную службу. Об истории, главных задачах и сегодняшнем дне службы поговорили с руководителем Удмуртского УФАС России Андреем Анголенко.
– Андрей Владимирович, вы уже выступали на страницах нашего журнала с тематическими экспертными мнениями. Сейчас хотелось бы представить вас лично аудитории издания. Расскажите о ключевых этапах вашей профессиональной биографии, в том числе о тех периодах, которые непосредственно связаны с работой в УФАС.
– Свою профессиональную деятельность в антимонопольных органах я начал в 2009 году, прошёл путь от специалиста 1 разряда до руководителя управления. Осуществлял взаимодействие с различными ведомствами в регионе: Прокуратурой УР, Управлением ФСБ России по УР, Следственным управлением Следственного комитета России по УР и Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по УР.
При взаимодействии ФАС России и правительства Удмуртии под моим руководством специалисты отдела контроля закупок принимали активное участие в формировании и ведении Минфином республики и «Региональным центром закупок Удмуртской Республики» регионального каталога товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Хочется отметить, что работа в антимонопольных органах порой бывает сложна, но испытываешь колоссальное чувство гордости от полученного результата.
– Текущий год – особенный для истории развития Федеральной антимонопольной службы, – исполнилось 20 лет с момента её основания. Вы с 2009 года работаете в системе УФАС, скажите, пожалуйста, как с течением времени менялись цели и задачи службы? И каков её основной функционал сейчас?
– Для того чтобы ответить на вопрос о целях и задачах службы, необходимо обратиться к истории России. В 1990-м был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В марте 1991 года был принят Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, который заложил основы конкурентной политики в нашей стране, по основам которого мы и сейчас работаем. Данный закон содержал запрет на монополистическую деятельность, на антиконкурентные соглашения хозяйствующих субъектов, запрет на недобросовестную конкуренцию.
Закон о защите конкуренции распространялся не только на хозяйствующие субъекты, как это существовало во всех странах, которые на тот момент применяли антимонопольное законодательство, но и на органы государственной власти.
Важно, что в законодательстве о конкуренции предполагалось создание самостоятельного независимого органа государственной власти – Антимонопольного комитета, который отвечал бы за правоприменение в этой области. Важнейшей особенностью российской системы антимонопольных органов является создание территориальных управлений, которые находятся в каждом субъекте Российской Федерации, и подчиняются не органам власти субъекта, а непосредственно центральному аппарату антимонопольной службы.
Система независимых в принятии юридически значимых решений самостоятельных территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы за последние 30 лет очень хорошо себя зарекомендовала. На сегодняшний день нет таких экономических секторов, по отношению к которым мы не применяем правила, установленные антимонопольным законодательством. Данный факт является существенным достижением нашей конкурентной политики.
В 2004 году была создана Федеральная антимонопольная служба, которая зарекомендовала себя как эффективная многофункциональная, территориально-распределённая, опирающаяся на серьёзную законодательную базу структура государственного управления и контроля.
В наши дни государственная антимонопольная политика является одним из важнейших механизмов, обеспечивающих достижение всех социально-экономических целей общества. Конкуренция способствует развитию экономики, стимулирует научно-технический прогресс, способствует рациональному использованию ресурсов, повышает качество и, соответственно, конкурентоспособность товаров. Именно поэтому развитие и поддержка конкуренции – одно из приоритетных направлений современной экономической политики российского государства.
– Главные точки пересечения в модели «антимонопольная служба — бизнес» – проверка ценовой политики компаний и ИП, контроль в сфере госзакупок, выявление сговоров между компаниями, контроль за вертикальными соглашениями, проверка рекламы на законность. Как идёт работа по этим направлениям в Удмуртии, с какими результатами? Насколько наш местный бизнес «чист», если говорить об этих аспектах?
– Управлением ведётся активная работа по всем основным направлениям деятельности. Если обратиться к 2023 году, то в Удмуртское УФАС России поступило 356 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, что в сравнении с предыдущим отчётным периодом ниже на 26,3%.
Можно выделить несколько видов выявленных нарушений – навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ от заключения договора. Указанные нарушения совершены в следующих сферах деятельности: электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газ, жилищно-коммунальное хозяйство. Наибольшее внимание Удмуртского УФАС России привлекают субъекты-монополисты, особенно занятые в естественномонопольных видах деятельности, таких как услуги по передаче электрической и тепловой энергии, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение.
При осуществлении контроля в сфере закупок Управление принимает активное участие в формировании и ведении Министерством финансов Удмуртии и «Региональным центром закупок УР» регионального каталога товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В отличие от каталога товаров, работ, услуг единой информационной системы в сфере закупок региональный каталог содержит конкретное описание объекта закупки, обеспечивающее возможность предложения товаров максимально возможного количества производителей.
Использование инструментов и механизмов каталога способствует повышению прозрачности закупок, увеличению количества участников закупок, повышению уровня конкуренции, что положительно оценено ЦА ФАС России, данная практика включена в «белую книгу» проконкурентных практик.
Благодаря ведению каталога республика на протяжении пяти лет сохраняет лидерство в рейтинге эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ, который ведётся Общероссийской общественной организацией «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам».
В результате исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований Закона о рекламе Удмуртским УФАС России наибольшее количество нарушений было установлено при распространении рекламы по сетям электросвязи, при распространении недостоверной рекламы, а также при размещении рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.
Последние годы наибольшее количество нарушений Закона о рекламе выявляется при рассылке рекламы по сетям электросвязи (спам-реклама), недостоверной рекламы и рекламы на рынке финансовых услуг.
При этом как в 2023, так и в 2024 году сохраняется тенденция массированной ненадлежащей рекламы услуг по списанию кредитных долгов населению, что выражается в распространении в рекламе не соответствующей действующему законодательству информации о возможности списания долгов любому гражданину, обещание лёгкости процедуры. В 2024 году Управление продолжило работу по пресечению такой рекламы совместно с Национальным банком Удмуртской Республики.
– Глядя на ситуацию в целом по России, самые частые нарушения, фиксируемые антимонопольной службой, связаны с законом о рекламе и недобросовестной конкуренцией. На что особенно обращать внимание бизнес-сообществу, руководству компаний, чтобы не допускать нарушений в данной части – при реализации рекламных кампаний, действий, которые могут ущемлять права конкурентов?
– Действительно, значительное количество нарушений, выявляемых Удмуртским УФАС России, связано с нарушением требований законодательства о рекламе. Но это и неудивительно, поскольку социально-экономическое развитие современной России трудно представить без рекламы и иных форм маркетинговых коммуникаций, которые пронизывают все сферы экономики и связывают её с обществом и потребителями товаров и услуг.
Очень значима роль рекламы в формировании единого экономического пространства страны, в развитии добросовестной конкуренции на товарных рынках. Маркетинговые коммуникации и реклама во многом определяют положение хозяйствующих субъектов на рынке.
Поэтому и одной из главных целей Закона о рекламе является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции. Эти принципы должны обеспечивать соблюдение обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости, не допускать преднамеренного причинения убытков одними участниками рекламного рынка другим и не позволять конкуренту получать необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности. Соответственно, и Закон о рекламе содержит общее требование к рекламе совершенно любых товаров и услуг – требование добросовестности и достоверности.
Закон о рекламе включает и специальные требования к содержанию рекламы определенных категорий товаров, работ, услуг, а также к способу её распространения, но абсолютно все рекламодатели обязаны соблюдать единый вышеуказанный принцип добросовестности и достоверности. Следовательно, мой самый главный совет к бизнес-сообществу – это соблюдение данного принципа.
В качестве примера недобросовестного поведения при распространении рекламы хочется осветить дело Удмуртского УФАС России по факту распространения рекламной информации кофейни нашего города с изображением чайника, заливающего жидкость в открытый купол храма.
В рекламе размещены изображения предметов религиозного почитания, а также знаков и эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, в числе которых – провокационное изображение креста на падающем куполе, что грубо нарушает религиозные чувства верующих православных христиан и является прямым осквернением святыни.
Указанная реклама признана непристойной и оскорбительной по отношению к религиозным символам с точки зрения людей, исповедующих православную веру, что оскорбляет их чувства, нарушающей требование части 6 статьи 5 Закона о рекламе. Рекламодатель привлечён к административной ответственности в виде штрафа.
Также хочется обратить внимание на случаи, когда в рекламе указывается сравнительная характеристика объекта рекламирования с иными товарами, например, путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один». Такое должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, признаётся недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
– Чем, если говорить простыми словами, УФАС полезно предпринимателям? С какими вопросами к вам бизнесу нужно и важно обращаться? И какие основные советы вы можете дать предпринимателям, желающим работать честно, прозрачно, не нарушая антимонопольное законодательство?
– Антимонопольные органы являются одними из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию конкурентной политики в государстве.
Следовательно, и польза заключается в создании необходимых условий для успешного развития бизнеса, формировании эффективных рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, обеспечении равных возможностей на конкурентном поле всем субъектам рынка.
Относительно советов, хотелось бы обратить внимание на то, что всем предпринимателям нужно взять за основу своей деятельности главенство Закона, бизнесу необходимо быть добросовестным по отношению к своим конкурентам и потребителям.
А со своей стороны просим хозяйствующие субъекты и граждан внимательно относиться к фактам нарушения антимонопольного законодательства, которые могут негативно влиять на состояние конкуренции. Необходимо занимать активную гражданскую позицию и не пренебрегать сообщением в контролирующие органы о нарушениях. Только так мы можем ускорить работу по выявлению пробелов в действующем законодательстве и создавать новую правоприменительную практику в целях создания благоприятной конкурентной среды и активного вовлечения в хозяйственную деятельность малого и среднего бизнеса.
Удмуртское УФАС России всегда открыто для диалога, на постоянной основе проводит круглые столы, встречи, личные приёмы по вопросам, отнесённым к полномочиям службы.