Туриндустрия, чтобы не стать «невыездной», не может находиться в режиме ожидания – отрасли нужны конкретные шаги и «билет на свободу» от государства, считает отраслевой эксперт, директор семейного тематического парка «Парк Сказов» Алиса Ларионова.

— Рекламная индустрия сейчас пребывает в коллапсирующем состоянии ввиду временной приостановки продвижения брендов. Об этом говорят низкие ставки на таргет и контекст. Ситуацию усугубляет уход иностранных гигантов L’Oreal, Danone, Nestle, McDonald’s, PepsiCo, Coca-Cola и P&G, которые входят в ТОП-30 по закупкам рекламы в России.

На мой взгляд, следовало бы выделить субсидирование рекламы на отечественных площадках — ВКонтакте, Яндекс и других. Так государство поддержит сразу две отрасли – подстегнёт digital и ТВ-продвижение в туризме и обеспечит приток денег в отрасль рынка рекламы.

Второе. Для туризма сейчас актуально вернуться на схему субсидии МРОТ на каждого сотрудника по типу 2020 года. Это реальная поддержка живыми деньгами, чтобы переждать волатильность на рынке и компенсировать риски без угрозы увольнения сотрудников и закрытия компании. Особенно эффект поддержки увеличится для средних компаний в сфере туризма, которые до сих продолжают восстанавливаться после пандемии.

Если идею с МРОТ не примут, то актуально снизить налоги по зарплате сотрудникам. На их уплату уходит половина от получаемой работником суммы. Временная заморозка обязательных взносов на 2-3 месяца в пенсионный фонд или страховые позволит перенаправить деньги на другие статьи расходов, либо выплачивать сотрудникам дополнительные премии. То же самое решение помогло бы ИП продержаться. Самый распространённый вариант 6% от доходов следовало бы отменить до сентября. А помощь в виде отмены налога на прибыль едва ли помогает предприятиям, так как здесь речь идет не о прибыли, а о выживании.

Другой момент. Дополнительной поддержкой станут новые гранты на развитие внутреннего туризма. Компании нашей отрасли в период адаптации к ковидным ограничениям только начали расширяться и открывать новые направления бизнеса, как случился кризис на финансовом рынке. Некоторые вкладывались в возведение новых гостевых домов и увеличивали номерной фонд. Для этого закупались строительные материалы, которые привязаны к валютным закупкам. Если сейчас не оказать содействие в расширении отелей и загородных домов, летом отрасль просто не справиться с потоком туристов. И речь здесь не про раскрученные курорты черноморского побережья, а про локальный туризм в пределах области.

Дополнительной помощью могло бы стать содействие в прохождении контролирующих органов, которые затормаживают развитие отрасли. Сфера туризма давно страдает от слабой инфраструктуры, не говоря уже об инфраструктуре «двойного назначения». Чтобы построить элементарную подъездную дорогу на стоянку длиною в десять метров, компаниям надо пройти десятки инстанций и потратить много времени. Закрытые границы, отмена авиасообщения, резкое падение курса рубля и приближающийся сезон отпусков только вскроют давно назревающие комплексные проблемы. Результатом станет очередное разочарование отечественной индустрией гостеприимства. Поэтому «зелёный свет» во всех инстанциях может сгладить проблемы локального туризма и качественно повысить сервис.