На старте дорожного сезона-2021 было заявлено много стратегических задач. Сегодня в отраслевом министерстве констатируют: большинство из них решалось динамично и без срывов. Основные итоги – от министра транспорта и дорожного хозяйства УР Алексея Горбачёва.

Направление – в районы

В текущем году погода позволила нам начать дорожный сезон не 1 мая, как было запланировано, а 22 апреля. Поскольку объём работ намечался большой, важно было скоординировать все планы, графики, учесть множество факторов.

Всего в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в 2021 году планируется отремонтировать 111 объектов – это свыше 139 км региональных и межмуниципальных дорог, а также улично-дорожной сети городов республики. Все основные работы этого года в рамках нацпроекта завершатся к 1 ноября.

В этом году, объявленном Годом села, нацпроект был во многом ориентирован на решение вопросов, важных для районов республики: 72 объекта реализуются на сельских территориях в 11 районах. Ремонтируются не только дороги, связывающие населённые пункты, но и улицы в сёлах и деревнях. Объекты многие десятилетия оставались без внимания – дороги к детским садам, школам, больницам, учреждениям культуры. Теперь вопрос постепенно решается.

Важно, что в этом году отремонтированы дороги, ведущие к ряду крупных сельхозпредприятий. Например, в Завьяловском районе – дорога до свинокомплекса СТФ Бабино «Восточный», в Шарканском – до АО «Ошмес».

По программе «Опорный план дорожной деятельности» ремонт объектов завершился с опережением графика. Отремонтировано десять участков дорог общей протяжённостью почти 40 км.

Внимание – на качество

Контроль качества производства работ – центральная задача. Четыре года назад нами была разработана пятиступенчатая система контроля – от проверки технической документации до анализа материалов и кернов со всех дорожных объектов, объединяющая заказчика, подрядчика, независимый строительный контроль, независимые лаборатории и общественные организации.

Система действует как единый механизм. Заказчики, подрядчики, независимый стройконтроль в собственных лабораториях проверяют качество применяемых на объектах материалов, производят отбор кернов. Пока во всех лабораториях не будет получено положительное заключение, объект не принимается. Если лаборатория констатирует брак, участок полностью переделывается.

Важное звено пятиступенчатого контроля – общественники. Их задача – выезжать на рабочие и приёмочные комиссии, проверять объекты, подписывать акты. Если на объекте назначили приёмку, это значит, что все материалы, керны прошли лабораторный контроль. Сегодня мы работаем с четырьмя общественными организациями, это ОНФ, «Автомобилисты Удмуртии», организация инвалидов-колясочников «Благо», Всероссийское общество слепых.

Эффективность разработанного подхода очевидна. В 2019 году брака в работе подрядчиков было меньше на 13% по отношению к 2018 году. В 2020-м – снижение на 28%, в текущем – на 33%.

Теперь подрядчику невыгодно выполнять работу некачественно. Если объект не проходит лабораторный контроль, фиксируется много замечаний, его не принимают, и подрядная организация за свой счёт устраняет дефекты.

Ещё одна ступень контроля сформирована коллегами из РОСДОРНИИ. В этом дорожном сезоне специалисты приезжали к нам трижды. Под особым контролем были такие объекты, как объездная города Ижевска от автодороги Ижевск-Аэропорт до Ижевск-Воткинск, автодорога (Ижевск-Ува)- Капустино. Были проверки и на ижевских объектах ремонта. Со стороны ведомства особых замечаний к проведению работ нет.

Дорожный интеллект

Много говорится о развитии в регионах интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая позволит по-новому подойти к организации дорожного движения. Старт проектам ИТС в Ижевске будет дан в 2022 году. В первую очередь планируем обеспечить функционирование «умных» светофоров, внедрение технологии «зелёная волна». Интеллект, управляющий транспортными потоками, будет повсеместно «видеть» ситуацию. Если где-то происходит ДТП, он перенаправит движение на свободные дороги. Камеры, которые уже сегодня устанавливаются в столице Удмуртии, будут интегрированы в эту систему.

Кроме того, в планах – оснастить все дороги датчиками интенсивности движения, чтобы система могла понимать, какова ситуация на дорожных объектах. Удмуртия защитила свою заявку по ИТС в Росавтодоре. Со следующего года регион получит средства на реализацию мероприятий.

Новые проекты

На сегодняшний день разработан ряд перспективных проектов по реконструкции дорог. Первостепенная задача – разгрузить дорогу Ижевск-Аэропорт. Сегодня трафик движения на этом направлении – более 18 тыс. автомобилей в сутки. Первый этап работы – строительство путепровода на дороге Ижевск-Аэропорт, второй – реконструкция моста через реку Позимь. Планируется либо расширять его до четырёх полос, либо рядом строить ещё один мост, чтобы решить проблему со скоплением транспорта. Также добавится полоса на дороге в аэропорт.

Рассматривается и проект реконструкции дороги Ижевск-Воткинск. Задача – расширение проезжей части до четырёх полос. На перекрёстках планируется сделать полосу для левого поворота, полосу разгона и торможения для правого поворота и центральную полосу движения для проезда прямо.

Что касается дорог в Ижевске, здесь два основных направления: продление и выведение улицы 10 лет Октября на улицу Студенческую с обеспечением выхода на Якшур-Бодьинский тракт. Сумма, требуемая для реализации проекта, – более 1 млрд рублей. И строительство проспекта Калашникова, на которое необходимо около 9 млрд рублей. Без финансовой поддержки Федерации работы будет выполнить проблематично.

Мы рассматриваем возможность включения этих задач в один из федеральных разделов нацпроекта БКД. Для входа в проект необходимо подготовить проектную документацию. Приоритетным выбран проспект Калашникова – строительство участка от улицы Союзная до улицы 40 лет Победы. По предварительным подсчётам, для строительства новой дороги на две полосы в каждом направлении понадобится 3 млрд рублей. Сейчас задача – подготовить проект и постараться войти в программу в 2025 году.