Дорожный строительный сезон-2022 ещё не окончен: погода работать позволяет, и дорожная техника ещё стоит на многих объектах. Но промежуточные итоги уже вполне можно подвести, тем более что эти итоги укладываются в тенденции, наметившиеся за последние пять лет.

Время новых решений

На старте дорожного сезона мы задали высокую планку, по-другому, собственно, не можем – отрасль представлена профессионалами, которым важно работать «на пятёрку», стремиться к идеальному результату. Наши специалисты знают по себе, что такое здоровый перфекционизм, «синдром отличника» – желание всегда быть впереди. Тем более что за последние годы совместными усилиями удалось серьёзно перезагрузить дорожную сферу, существенно увеличить объёмы и темпы работ.

В первую очередь системно решали задачу по повышению качества производства работ. Её перед отраслью поставил, как первоочередную, Глава Удмуртии Александр Бречалов на Стратегической сессии в мае.

Для примера скажу, что в этом году был осуществлён полный переход на применение асфальтобетонов, изготовленных по новым ГОСТам, – это шаг к повышению износостойкости покрытий, увеличению гарантийных и межремонтных сроков.

Более суровыми стали и испытания в дорожных лабораториях. Раньше при приготовлении асфальтобетонной смеси подрядчик мог отклониться от рецепта до 5%, сейчас – 1%, и не больше. Кроме того,  раньше мы проверяли образцы на плотность и водонасыщение асфальта, сейчас – на воздушные пустоты и образование колеи. Испытание на колейность, к примеру, проходит у нас на специальной установке в течение 6–12 часов. Если образец  выдержал – асфальт идёт в работу, если нет – рецепт дорабатывается.

Продолжилась модернизация системы контроля качества ремонта и реконструкции дорог. Сегодня это уже семиступенчатая система, включающая операционный контроль подрядчика, независимый строительный контроль, контроль заказчика, общественных наблюдателей, контроль со стороны нашего министерства, Российского дорожного НИИ, УПРДОР «Прикамье».

Но в целом нельзя не отметить: на итоги работы отрасли повлияли внешние факторы – повышение цен на строительные материалы, а также зависимость от импорта. С этими барьерами столкнулись многие сферы, и здесь главный вопрос – не насколько они затормозили развитие, а как эффективно минимизировать риски. Мы идём по конструктивному пути, рассматриваем современный период как время поиска новых решений. И это удаётся – в ходе сезона результативно решались проблемы с доставкой материалов и логистикой. Да, трудности были и остаются, но мы делаем всё, чтобы снизить давление внешних аспектов.

Сложности в этом году также возникали с техникой. Думаю, многие столкнулись с подорожанием запчастей на автомобили. На дорожных объектах ежедневно работает разного вида техника, случиться может всякое. Поэтому, считаю, что импортозамещение в дорожном строительстве – это важная задача. И самое главное – выполнимая. Отечественные производители способны достигнуть намеченных целей, обеспечивать выпуск качественной, конкурентоспособной продукции.

В приоритете

Первоочередные задачи – это, конечно, выполнение мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). В сезоне -2022 мы полностью выполним запланированное – будут отремонтированы 115 дорожных объектов общей протяжённостью 130 км. В перечень мероприятий вошёл ремонт мостов – через реку Иж в Ягане, а также через реку Кизнерку в Кизнере. Сейчас работы по БКД близятся к финалу, готовность превышает 73%.

Особое внимание уделяем и сельскому хозяйству. Зачастую для развития целой территории может не хватать одной лишь хорошей проезжей дороги, которая обеспечивает для работников ферм, сельских предприятий и простых жителей транспортную связь с райцентром. Работы на таких дорогах мы уже несколько лет проводим по программам «Опорный план дорожной деятельности» и «Комплексное развитие сельских территорий». За последние пять лет по первой проезд восстановлен более чем на 300 км дорог. В этом году добавили в список ещё два участка – Глазов-Карсовай, Старый Кыч-Верхний Четкер, то есть плюсом привели в порядок 11,4 км. Что касается второй программы,она позволила реконструировать объекты в Шарканском и Киясовском районах.

По федеральной программе «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» работы выполнены на участках дорог Сарапул-Воткинск в Воткинском районе, Ижевск-Люк – в Завьяловском. В этом году по программе проводили реконструкцию на трассе Ижевск-Сарапул, в следующем году реконструкция будет продолжена. Также до конца октября планируется завершение работ на автодорогах Ижевск-Ува и Якшур-Бодья-Шаркан.

Все объекты значимы, мы понимаем: каждый из них – инвестиции в качество жизни граждан, в развитие экономики и бизнеса.

Новые проекты – прорывные для региона

Планы на перспективу – дальнейшее наращивание темпов работ, повышение их качества. Продолжим реализацию мероприятий в рамках нацпроекта, сегодня уже идёт контрактация по объектам. Также будем продолжать работу по программам «Опорный план дорожной деятельности» и «Комплексное развитие сельских территорий». По первой уже формируем список дорог, на которых будем работать в 2022 году. По второй отправили в Москву необходимые заявки на реконструкцию важных с точки зрения развития сельского хозяйства объектов. Ждём подтверждения. 

С учётом развития туризма большие перспективы связываем с проектом «Туристическая Удмуртия». Надо отметить, что дороги к туристическим объектам ремонтируются ежегодно. В этом году, например, отремонтирована региональная дорога

Большая Докья-Каменный Ключ. Начало участка ремонта – деревня Большая Гурезь-Пудга, где расположен Дом-музей Кузебая Герда, известного удмуртского поэта и прозаика, к музейному комплексу проложен новый тротуар. Или другой пример – проект «Деревня будущего». В этом году преображается деревня Старые Быги. Деревня стала первой культурной столицей финно-угорского мира, и в этом году на улично-дорожную сеть населённого пункта выделено 100 млн рублей. Здесь, кстати, проходит фестиваль финно-угорской кухни «Быг-Быг», который ежегодно притягивает в деревню жителей нашей республики.

Примеров много, ведь туристические объекты всегда в центре нашего внимания.

Все наши дорожные проекты нацелены на дальнейшее экономическое развитие республики. На ближайшие годы приоритетными являются мероприятия по реконструкции автодорог Ижевск-Воткинск и Ижевск-Аэропорт.

Первая, Ижевск-Воткинск, – самая загруженная в республике. Недавно зафиксировали максимальную интенсивность в 21 тысячу автомобилей в сутки! В рамках реконструкции планируется расширение до четырёх полос трёх её участков. Это позволит сделать проезд по трассе более комфортным и безопасным.

Растёт дорожный трафик и на автодороге Ижевск-Аэропорт. И это отнюдь неудивительно – по ней ездит большое количество дачников, в этой стороне немало коттеджных посёлков, да и аэропортом пользуется всё большее количество путешественников. Год назад, даже в условиях пандемии, аэропорт Ижевска установил рекорд, обслужив более полумиллиона человек по воздушным линиям. В этом году в рамках своего визита в Удмуртию министр транспорта РФ Виталий Савельев подчеркнул востребованность внутренних авиаперевозок для повышения связности страны. Вместе с Главой Удмуртии Александром Бречаловым они заложили первый камень в строительство нового терминала аэропорта. Дорогу Ижевск-Аэропорт планируем сделать в четырёхполосном исполнении, а также построить путепровод через железнодорожную линию (Воткинскую).

Виталий Савельев также добавил, что наряду с развитием региональной дорожной сети на предстоящие два года в республике запланированы масштабные работы на федеральной трассе М-7 «Волга». На реализацию этих мероприятий из федерального бюджета планируется выделить 13,5 млрд рублей. Благодаря этому обновится более 53 км дороги, на отдельных участках она будет расширена до четырёх полос.

Считаю перечисленные начинания прорывными, они имеют большую значимость для республики. Эти и другие проекты обеспечивают главное – формирование современной, качественной дорожной сети, улучшение условий жизни, вклад в развитие экономики региона.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).