Основные задачи Уполномоченного по защите прав предпринимателей в УР – защита и восстановление нарушенных прав бизнеса, выявление системных проблем, участие в формировании и реализации государственной политики в сфере предпринимательства. Главные итоги работы института Уполномоченного за 2022 год, оценка бизнес-климата – в докладе Александра Прасолова.
Системные проблемы
В 2022 году к Уполномоченному поступило 90 письменных обращений от предпринимателей. Чаще всего бизнес в Удмуртии обращается по вопросам, связанным с повышением налоговой нагрузки, неисполнением государственных или муниципальных контрактов, с жалобами на действия или бездействие органов власти.
Каждая третья жалоба признана обоснованной, права предпринимателей по итогам рассмотрения восстановлены. В остальных случаях обратившиеся получили юридические консультации, информацию о способах защиты своих прав, помощь в оформлении документов.
Ежегодно собираю информацию о системных проблемах предпринимателей в Удмуртии. Актуальными за прошедший год были вопросы, касающиеся повышения налогового бремени, запрета на применение специальных налоговых режимов (УСН, ПСН) в ювелирной отрасли, роста цен на энергоресурсы.
Проблемы, требующие решения на федеральном уровне, с предложениями подготовлены мною для включения в ежегодный доклад федерального Уполномоченного Президенту России.
Институт Уполномоченного выступает за необходимость отстаивать на федеральном уровне налоговую реформу в части внедрения принципа взимания налогов от заработанного. Такие налоги, как транспортный, на имущество, на землю, являются налогами на средства производства и никак не связаны с результатом деятельности предпринимателей. Нельзя забывать, что это важные статьи формирования региональных и муниципальных бюджетов, и любые изменения должны сохранять их сбалансированность, а это возможно только при совместной работе с федеральным правительством и законодателями.
По-прежнему актуальна проблема роста арендной платы и кадастровой стоимости земельных участков. Ставка арендной платы не имеет связи с финансовым результатом деятельности предпринимателей, что несёт под собой нагрузку на бизнес вне зависимости от его заработка. При отсутствии прибыли субъект предпринимательства не в состоянии заплатить арендную плату, что также влияет на поступления в бюджет. При принятии решения по размеру ставки нужно руководствоваться не только вопросами наполняемости бюджета, но и учитывать последствия для бизнеса.
Необходима господдержка предпринимателей. Позитивно, что меры принимаются, в их числе – кредитные каникулы для тех, кто терпит снижение доходов более чем на 30%.
Оживление бизнес-процессов
В республике продолжается оживление бизнес-процессов, хотя макроэкономические условия не располагают к росту предпринимательской активности.
Мнение бизнес-сообщества подтверждают данные опроса. В оценке условий ведения предпринимательской деятельности в Удмуртии сохраняется положительная динамика, появившаяся в 2021 году.
Средняя оценка условий ведения бизнеса в 2022 году по пятибалльной шкале – 2,58 балла, что на 0,11 балла выше, чем в 2021-м.
Более положительные оценки характерны для сферы бизнес-услуг (средний балл – 2,97), бытовых и частных услуг (2,93) и промышленности (2,75). Низкие оценки дают компании, работающие в сфере операций с недвижимым имуществом (средний балл 2,25), розничной торговли (2,29) и оптовой торговли (2,45). Ближе к средним значениям – оценки сельского и лесного хозяйства (2,56), здравоохранения, физической культуры (2,64) и строительства (2,65).
Можно говорить, что в Удмуртии в сфере ведения предпринимательской деятельности сохраняются позитивные тенденции.
Давление снизилось?
Важную роль в формировании условий для ведения бизнеса играет государственный и муниципальный контроль и надзор. Любые проверки отвлекают от основной деятельности и приводят к снижению прибыли.
Большинство опрошенных (73%) сообщили, что в 2022 году их бизнес не подвергся проверкам органов госконтроля (надзора) или муниципального контроля. Соответственно, проводились проверки в компаниях у 27% опрошенных.
Чаще всего об отсутствии проверок в течение года сообщали микропредприятия – 77%. Среди представителей малого бизнеса цифра – 59%, среди крупного и среднего – 41%.
По итогам опроса за 2022 год, наибольшие административные барьеры создают налоговые органы. Их указал каждый третий представитель бизнеса (33%). На втором месте среди федеральных органов – Роспотребнадзор (17%).
Один из факторов, влияющих на условия ведения бизнеса, – распространённость коррупционных практик. 9% опрошенных сообщили, что в 2022 году им приходилось сталкиваться с практикой уплаты неформальных платежей или оказания неформальных услуг. Но доля таких ответов снижается. В опросе за 2021 год она составляла 11%, в опросе за 2020 год – 16%.
В Удмуртии – самое низкое административное давление на бизнес. Об этом говорят первое и второе места ежегодного индекса, который рассчитывается на основе данных от региональных госорганов и Уполномоченного.
Есть ли профит?
Прибыль – один из показателей успешности бизнеса. К сожалению, только 4% опрошенных сообщили, что их бизнес успешен и приносит хорошую прибыль, а в ближайшей перспективе планируется его расширение.
34% указали, что компания приносит стабильную небольшую прибыль. При текущей ситуации угроз нет, но на развитие ресурсов не хватает.
Большинство сообщили о сложной ситуации. У 46% бизнес – на грани убыточности, его прибыльность минимальна. У 17% опрошенных бизнес убыточен, существует за счёт ранее накопленных ресурсов. Если в ближайшее время не произойдёт положительных изменений, им придётся уйти с рынка.
Распределение ответов в опросе за 2021 год было аналогичным.
Инициативы и предложения
Предлагаю органам госвласти в течение года рассмотреть возможность снижения арендной платы и налогов за земельные участки и имущество; принять меры против избыточного роста стоимости энергоресурсов и подключения к электросетям; не допускать вынесения штрафных санкций за впервые выявленное нарушение в тех случаях, когда закон предусматривает их замену на предупреждение; повысить защищённость арендаторов государственного и муниципального имущества, в том числе посредством установления сроков, в течение которых арендная плата будет неизменной; принять иные меры, изложенные в представленном мною ежегодном докладе.