Согласно данным Росстата, на декабрь 2022 года уровень безработицы в России составил 3,96% – на 0,86% меньше 2021 года. В Удмуртии показатели безработицы ещё ниже – согласно данным интерактивного портала «Работа России», напряжённость на рынке труда республики на 1 декабря 2022 года была 0,3 человека на вакансию. При таком положении дел предотвращение текучки кадров в компании становится одной из первоочередных задач. Бизнес-тренер, практик бизнеса и консультант федерального уровня, прошедший путь от грузчика до директора компании, Александр Некрасов рассказал о том, как сохранить команду, не прибегая к материальной мотивации, и почему даже самые продуктивные сотрудники теряют огонь в глазах.

Вечный круг

– Каким бы профессионалом специалист ни был, первые дни на новом рабочем месте он находится в «яме»: не знает бизнес-процессы, специфику продукта или услуги, не понимает, как работать с клиентом. Иначе говоря, человек пребывает в состоянии потребителя, поскольку для того, чтобы он выбрался из «ямы», руководство и коллеги должны дать ему несколько ресурсов: время, внимание, энергию и знания.

Обретая вышеперечисленные ресурсы, сотрудник начинает брать на себя ответственность и переходит в состояние героя – фазу первых достижений и результатов. В дальнейшем человек ещё больше вдохновляется и входит в состояние прорыва – позицию лидера. На этом этапе он разбирается в клиентах, знает продукт, понимает бизнес-процессы и с удовольствием идёт на работу. 

После прорыва человек закономерно попадает в состояние покоя. Однако, столкнувшись с плохой организацией бизнес-процессов или проявлением негатива со стороны клиентов, сотрудник оказывается в фазе падения. В этой ситуации он теряет энтузиазм и интерес к работе, начинает апеллировать фразами «это нереально», «вы много требуете», «план слишком большой, мы не сможем его выполнить».

Положение падения опасно не только снижением продуктивности конкретного человека, но и заразительностью такой модели поведения в коллективе. Даже лидер при частом общении с сотрудником в падении рано или поздно тоже начинает падать. Кстати, именно в периодах падения и покоя наёмный сотрудник принимает для себя решение об увольнении и переходе в другую компанию.

Для того чтобы выстроить надёжную команду и избежать текучки кадров, руководителю необходимо видеть, в какой фазе находятся его сотрудники, и оперативно вытаскивать человека из «ямы». Важно понимать, что в положение падения или «ямы» люди попадают, когда у них заканчиваются цели или жизнь находится в дисбалансе.

Сначала – цель

Для исправления такого положения дел хорошо подходит технология под названием «колесо жизненного баланса», где человеку предлагается оценить восемь сфер жизни (семью, работу, отдых, хобби, спорт, саморазвитие, духовное развитие) и проставить себе цели в каждой из них. Многие слышали о такой методике, но на самом деле очень мало людей ставят себе цели в этой парадигме. И ещё меньше определяют свои цели из состояния «хочу», а не из состояния «должен». А именно подход из позиции «хочу» зажигает огонь в глазах людей.

Профилактика падений

Доход предпринимателя всегда равен уровню контроля, которым он обладает. Поэтому главная задача руководителя – видеть, в какой стадии находятся сотрудники, и уметь вовремя их «вылечить» – посадить напротив себя и сказать: «У тебя глаз горел, энергия была. Сейчас я вижу, что ты находишься в состоянии покоя. Давай проговорим, какие у тебя есть цели по семье, отдыху, здоровью». Если «лечение» не помогает, значит, пришло время прощаться. Но если человек готов выходить из аутсайдерского положения, нужно дальше вкладывать в него свои знания, не забывая о мотивации и внимании.

Стоит помнить, что во многих компаниях люди работают не только ради денег – им важно слышать «ты молодец», «я тобой горжусь». Похвала и благодарность за работу в конце рабочего дня – действенный метод мотивации нематериальной, не требующей финансовых вложений.

Ещё один эффективный способ нематериальной мотивации – знаки отличия. Допустим, по достижении трёх месяцев работы сотрудникам дают стеклянный значок с логотипом компании, ещё через полгода – серебряный значок. На три года работы в компании – золотой значок 585 пробы. Проверено на многих компаниях: сотрудники ходят с ними и гордятся такими знаками отличия.

Окрыляющая мотивация

Нематериальная мотивация – способ сделать так, чтобы люди хотели работать именно в вашей компании, на ваш бренд. Например, когда я работал в компании Global Spirits, 31 декабря мне позвонила мама и со слезами в голосе сказала: «Сын, я так тобой горжусь, так тебя люблю, мне сейчас письмо пришло!». Я не могу понять, какое письмо пришло и почему мама так растрогана, постепенно пытаюсь это выяснить. Оказывается, родителям пришло письмо из Москвы от генерального директора компании. В письме было написано примерно следующее: «Уважаемая Любовь Нуртиновна! Мы благодарим вас за воспитание такого талантливого сына. Мы гордимся им и верим в его дальнейшую работу в нашей компании, ведь сотрудники – это основной ресурс любого дела. Желаем вам успехов, здоровья, благополучия в новом году». Когда мама прочитала вслух это письмо, у меня выросли крылья. Для того чтобы собрать информацию, подготовить и отправить письма, кадровому отделу компании не требуется огромных ресурсов и усилий. Но в результате такого поступка сотрудники вдохновляются, хотят делать свою работу и помнят компанию ещё долгое время.

Тезисы для руководителя

Подводя итог, напомню об отличных выражениях: «Где внимание, там и результат» и «Доход = Контроль». В своей компании вы не управляете всем, что не контролируете. Для того чтобы действительно руководить компанией и контролировать показатели, важно развивать в компании механизмы наставничества, отработки навыков и доведения сотрудников до автоматизма. Необходимо фокусировать на этом свой взгляд ежедневно – объяснять, обучать, мотивировать, вовлекать и требовать результат – делать так, чтобы сотрудники ходили на работу и строили «храмы» в своих компаниях!

Александр Некрасов посещал Ижевск в рамках предпринимательского сообщества «Все по делу»

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).