Какие существуют неочевидные меры поддержки? Как получить кредит под 3%? Как «дорасти» до офсетного контракта? На эти темы мы побеседовали  с генеральным директором Корпорации МСП, председателем наблюдательного совета МСП Банка Александром Исаевичем во время его визита в Ижевск.

– Александр Игоревич, как вы оцениваете уровень и качество осведомлённости предпринимательского сообщества о мерах поддержки и умение ими пользоваться?  

– У нас иллюзий на этот счёт нет – не думаю, что все предприниматели знают о мерах поддержки, которыми могут воспользоваться. Но работа в этом направлении ведётся.  В прошлом году мы совместно с региональными и федеральными органами власти по поручению первого вице-премьера А. Р. Белоусова усилили продвижение Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» и, как следствие, увидели качественный рост. Если раньше в федеральном рейтинге нацпроект был седьмым, то сегодня он занимает вторую или третью строчку, в зависимости от методик, критериев мониторинга. Но при этом сохраняется тенденция слабой информированности регионального бизнеса: чем человек дальше от центра России, тем он меньше осведомлён о мерах поддержки. В этом смысле, мы, конечно, имеем массу точек роста.

Сами по себе меры поддержки, если о них никто не знает, ничего не стоят. Базово мы используем два способа распространения информации: офлайн – через центры «Мой бизнес» и диджитал – через официальные порталы министерств и ведомств, сайты нацпроектов, соцсети.

В начале 2022 года мы совместно с Минэкономразвития запустили цифровую платформу МСП.РФ, чтобы предприниматели смогли найти ответы на большинство своих запросов в одном месте. Сегодня 9 тыс. пользователей МСП.РФ – из Удмуртской Республики. Они воспользовались сервисами платформы более 70 тыс. раз.

Ведётся и совместная работа с Министерством цифрового развития РФ, и с Федеральной налоговой службой – благодаря цифровизации государство само предлагает меры поддержки предпринимателям, исходя из анализа их деятельности. Следующий шаг – начать встраивать информацию о мерах поддержки в среду обитания предпринимателей: в личный кабинет маркетплейсов, банков, налоговой. Для этой цели мы разрабатываем специальный виджет, который будет презентовать индивидуально региональные и федеральные меры поддержки для каждого отдельно взятого бизнеса.

Наравне с работой над осведомлённостью важна и работа над общедоступностью.  Поэтому большой пласт внутренней работы Корпорации МСП направлен на стандартизацию мер поддержки. В прошлом году мы проанализировали порядка 14 тысяч мер поддержки, отобрали самые востребованные и по их примеру сделали 20 стандартов, 10 из которых уже внедрили. Сегодня предприниматели от Калининграда до Магадана могут получить поддержку по единым правилам, стандартам и срокам.

 – Как сегодня взаимодействуют МСП Банк и Корпорация МСП? Как предприниматели могут с выгодой для бизнеса воспользоваться объединением этих организаций?

– МСП Банк выполняет функции бэк-офиса по государственным программам. Оказывает кредитно-гарантийную поддержку МСП, а также может выступать якорным инвестором и соорганизатором выпусков облигаций компаний МСП.
Банк в том числе развивал сотрудничество с другими финансовыми институтами для увеличения объёма и охвата и финансовой поддержкой некрупного бизнеса. Например, есть положительный опыт организации сделок по секьюритизации кредитных портфелей МСП. Таким образом, у банков, участвующих в сделке, высвобождаются дополнительные ресурсы для наращивания объемов кредитования.

Важное направление работы МСП Банка – поддержка высокотехнологичного бизнеса в рамках государственной программы «Взлёт – от стартапа до IPO». Для получения льготного кредита под 3% годовых по этой программе требуется соблюдение ряда критериев. Предприятие должно соответствовать 16 приоритетным отраслям, относиться к субъектам МСП, иметь годовую выручку от 100 млн руб. и её среднегодовой прирост не менее 12%, владеть правами на результаты интеллектуальной деятельности. Высокотехнологичные компании Удмуртии уже получили по этой программе 600 млн руб. в 2023 году.

– Какие существуют неочевидные меры поддержки бизнеса от Корпорации МСП? Какие задачи бизнес может решить через Корпорацию за несколько минут? Для решения каких вопросов, наоборот, нужно выделять крупные промежутки времени (до нескольких лет)?

– Поддержка МСП – это не только про финансы (самое очевидное). У предпринимателей существует огромный запрос на помощь в решении других проблем и развитие полезных компетенций. Первую задачу мы решаем с помощью «Сервиса 360» на Цифровой платформе МСП.РФ. Он служит для поддержки диалога с бизнесом. С 2022 года через «Сервис 360» мы получили более 6 тысяч обращений. В этом году в Удмуртской Республике мы имеем три обращения от предпринимателей через «Сервис 360». Два уже решены. Этот же сервис помогает нам отслеживать статистику обращений и решать уже системные проблемы. Благодаря в том числе этой коммуникации мы совместно с предпринимателями, бизнес-объединениями и Минэкономразвития смогли добиться законодательного снижения административной нагрузки на бизнес.

Отвечая на запрос об обучении и развитии, Корпорация МСП наращивает свой образовательный трек. Главный его принцип – не учить бизнес делать бизнес. Конечно, у каждого предпринимателя могут быть какие-то пробелы в знаниях, недостаток компетенций. Но в целом предприниматели лучше нас знают, что и как надо делать. В вопросе обучения у нас миссия помощников. Мы предлагаем необходимые прикладные, практикоориентированные программы. Их цель – помочь упростить ведение бизнеса через развитие тех или иных компетенций. А каждый предприниматель уже сам решает, что именно ему нужно и в каком объёме.

В 2023 году в России заключили первые офсетные контракты между госкорпорациями и субъектами МСП. Как сегодня развивается это направление поддержки бизнеса?

– Возможность заключать долгосрочные офсетные договоры с МСП-поставщиками появилась после вступления в силу в конце 2022 года изменений в законодательстве. В 2023 году были заключены первые семь офсетных договоров на общую сумму 3,6 млрд рублей. При этом предусмотренный договорами суммарный объём инвестиций малого и среднего бизнеса в развитие своих производств превысил 2 млрд рублей.
Возможность заключения таких договоров дала старт реализации программам «выращивания», по которым заказчики – компании с госучастием – могут оказывать финансовую, правовую, методическую и иную поддержку малым и средним предприятиям и уже по итогам такого «выращивания» заключать офсетные договоры.

В 2023 году были утверждены 17 программ «выращивания». В этом году планируется, что ещё 18 компаний с государственным участием разработают свои программы выращивания МСП-поставщиков в рамках 223-ФЗ. Из Удмуртии также поступают заявки на участие в программах «выращивания», и одна компания уже стала её участником.

– Какие пути решения кадрового кризиса вы видите сегодня?

– В кадровом вопросе есть прямая зависимость: чем лучше себя чувствует сектор МСП,  тем охотнее в него идут работать люди, включая молодых специалистов. Поэтому финансовые и нефинансовые меры поддержки, которые предоставляет малому и среднему бизнесу государство, напрямую положительно влияют на привлечение специалистов в сферу МСП.

Как показывает наша аналитика с Минэкономразвития, получатели господдержки уже спустя год показывают больший рост удельных показателей: только по занятости в восемь раз. При этом в два раза растёт доход, что даёт возможность компаниям увеличивать фонд оплаты труда, предоставлять соцпакеты и реализовывать программы мотивации. И в конечном счёте конкурировать за работника с крупными предприятиями.

 – Сотрудничаете ли вы с предпринимательскими сообществами? Какие формы взаимодействия с такими организациями интересны Корпорации МСП?

– Мы работаем и с деловыми объединениями, и с предпринимательским сообществом.

Например, в прошлом году при участии предпринимательского сообщества были решены вопросы взаимодействия маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. Корпорация МСП разработала и подписала с представителями маркетплейсов меморандум о системных правилах работы на рынке и поддержке малого бизнеса. В частности, Корпорация взяла на себя мониторинг каждого обращения, чтобы в том числе отслеживать их системный характер и совместно с интернет-площадками оперативно принимать меры. Также предприниматели получили возможность пользоваться консультационной и правовой помощью при их взаимодействии с маркетплейсами.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).