В декабре 2023 года исполняется 30 лет с момента избрания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сегодня это верхняя палата российского парламента, в которой работают по два представителя от каждого региона. Кандидатуру одного из них выдвигает местный законодательный орган власти, второго предлагает руководитель субъекта. Кроме того, своих представителей в Совфед назначает и глава государства. Часть из них, не более семи человек, могут быть назначены пожизненными членами Совета Федерации, этот статут может получить и президент России в случае истечения срока его полномочий или досрочной отставки.
Слово за регионами
С 1993 года количественный состав Совета несколько раз менялся и к 2022 году составляет 208 человек, из которых 178 – представители российских регионов, а 30 – сенаторы, назначенные руководителем страны. Интересно, что называть сенаторов сенаторами официально начали лишь в 2020 году. Тогда это понятие было закреплено законодательно, хотя именовать так членов Совфеда стали задолго до этого, в первую очередь благодаря публикациям в СМИ.
Главной задачей Совета Федерации было и остаётся обеспечение баланса между общефедеральными и региональными интересами государства, от сенаторов ждут решений, которые помогали бы развивать страну изнутри. Верхняя палата российского парламента наделена серьёзными полномочиями. Например, сенаторы назначают выборы президента России, согласовывают введение в стране чрезвычайного или военного положения, назначают по представлению руководителя страны председателя и судей Конституционного и Верховного судов, а также снимают их с этих постов, решают вопрос о возможности использования вооружённых сил за пределами Российской Федерации. Кроме того, именно сенаторы наделены правом отрешать главу государства от должности и лишать его неприкосновенности.
История повторяется
Нынешние сенаторы не первые в истории России. Вообще парламентаризм на Руси зародился ещё в средние века, когда у славянских народов появилась традиция народных собраний – вече. На них решались самые важные вопросы княжеств: заключение договора с князем, избрание его представителей, начало войны или заключение мира.
С появлением первых государственных институтов образовались и новые формы публичной политики, которые получили название Земские соборы. В течение 100 лет, с середины XVI до 70-х годов XVII века в Земских соборах, которые инициировали цари, участвовали бояре, представители духовенства, купцы и служивые люди. Здесь также решались вопросы государственной важности, избрание государя на царство, вопросы войны и мира, расширения границ государтва, принятие в него новых территорий, взыскание налогов. Подобные сословные общественные институты зарождались тогда и в Европе, став прообразом современной парламентской системы. Продолжением княжеской думы в Московском царстве стала дума боярская, она просуществовала до конца XVII века и была преобразована царём-реформатором Петром I в новый орган – Сенат. По замыслу Петра, он должен был становиться высшим органом власти в стране на время отсутствия императора.
Земские соборы и думы прекратили своё существование к концу XVII века, по мере укрепления в стране абсолютной монархии. На высшем уровне о народовластии вновь заговорили лишь в начале XIX века, когда общественный деятель и законотворец граф Михаил Сперанский по поручению Александра I разработал схему двухпалатного парламента, состоящего из Государственной Думы и Государственного Совета, возглавляемого лично императором. В 1810-е годы в Российской империи появился Государственный Совет, получивший полномочия высшего законосовещательного органа страны. Планировалось, что все законы и законодательные акты, перед тем как попасть на подпись главе государства, должны были получить одобрение Думы. Однако тогда Государственная Дума так и не была создана. Она появится почти через 100 лет, на рубеже 1905–1906 годов. В манифесте императора Николая II от 20 февраля 1906 года было сказано, что «со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Одновременно с этим началось реформирование Госсовета, часть его состава теперь избиралась по территориальному и сословному принципу. Так в высшем законодательном органе страны оказались представители духовенства, губернских дворянских обществ, члены Академии наук и профессора университетов, а также промышленники и люди, выражавшие интересы торговых корпораций. Первому российскому парламенту была уготована трагическая судьба: просуществовав чуть более 10 лет, он был сметён Февральской и Октябрьской революциями 1917 года. На его место пришли Советы.
Ельцин на танке
В молодом Советском государстве власть формально принадлежала съезду Советов, в котором также были сформированы две палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. В состав первого входили представители союзных республик, их количество было пропорционально числу жителей каждой из них, а во второй брали по пять человек от каждой союзной республики, вне зависимости от численности её населения, а также по одному человеку от каждой автономной области или республики.
В 1936 году системы двухступенчатых выборов в советский парламент заменили прямыми выборами и разработали механизм согласительных процедур на случай разногласий, предусматривавший, в том числе, возможность роспуска обеих палат, если они так и не смогут договориться. Верховный Совет СССР вплоть до своего распада также состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Летом 1988 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв объявил курс на политическую реформу и подписал новый закон «О выборах народных депутатов СССР», съезду которых было передано право избирать состав Верховного Совета СССР и президента Советского Союза. Такая демократия по-советски просуществовала до осени 1993 года, когда президент России Борис Ельцин подписал указ № 1400 о прекращении деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Это стало финалом затянувшегося конституционного кризиса, в результате которого в Москве произошли вооружённые столкновения сторонников и противников Ельцина и его команды. Эти дни запомнились большинству россиян кадрами расстрелянного из танков здания Дома Советов России, ныне Дома правительства.
Время сбора камней
Первый Совет Федерации появился за год до распада СССР и просуществовал с 1990 по 1991 год. Это был консультативный орган при президенте Советского Союза, который сам глава государства и возглавлял. В его состав в те годы входили высшие должностные лица 15 союзных республик. С 30 января 1991 года его состав изменился, с этой даты в Совфед вошли председатели Советов всех субъектов Российской Федерации.
В сентябре 1993 года Борис Ельцин попытался провести учредительное собрание нового Совета Федерации, созвав встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, которые должны были создать прообраз верхней палаты нового российского парламента. Однако участники той встречи отказались подписывать документы о создании Совета Федерации, пока законодательно не будут определены его полномочия. Позже статут современного Совфеда был закреплён в Конституции 1993 года, а его первым председателем, избранным в январе 1994 года, стал Владимир Шумейко.
Удмуртию в первом составе Совета Федерации, проработавшем с 1993 по 1996 год, представлял председатель Совета министров и будущий первый президент республики Александр Волков. В будущем составе верхней палаты российского парламента регион увеличил своё присутствие до трёх человек: Павла Вершинина, возглавлявшего правительство республики до мая 1999 года, Николая Ганзы, сменившего его на этом посту, а также Александра Волкова, на тот момент уже председателя Государственного Совета Удмуртской Республики. Какое-то время непримиримым политическим противникам Волкову и Ганзе приходилось работать в Совете Федерации вместе.
Удмуртия в Совете
В разные годы исполнительную власть Удмуртии в Совфеде представляли учёный-физик, председатель Госкомитета республики по науке, высшему и среднему профессиональному образованию Виктор Шудегов, бывший первый заместитель министра внутренних дел России Александр Чекалин.
Представителями законодательной власти региона в Москве были мэр Ижевска с 1994 по 2001 год Анатолий Салтыков, бизнесмен Виктор Хорошавцев, начальник главного управления МВД России по Приволжскому федеральному округу Владимир Щербаков, экс-глава Удмуртии Александр Соловьёв, осуждённый за взятку при строительстве моста через Каму.
Сейчас Удмуртию в Совете Федерации представляют два сенатора. Экс-руководитель Россотрудничества Любовь Глебова, представитель правительства республики, занимающая в Совфеде пост первого заместителя председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, а также кандидат от Госсовета региона, экс-глава АО «Белкамнефть» имени А. А. Волкова Юрий Фёдоров. Он – заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике