Для многих, кто был молод в 80-е, творчество группы «Кино» было знаменем, гимном, а не просто песнями. Чем оно является сейчас, мы рассуждали с лидером Питерской трибьют-группы «Кинохроника» Ильей Николаевым.

[aesop_content color=»#ffffff» background=»#333333″ columns=»1″ position=»none» imgrepeat=»no-repeat» disable_bgshading=»off» floaterposition=»left» floaterdirection=»up» revealfx=»off» overlay_revealfx=»off»][/aesop_content]

«Кинохроника» в Ижевске была впервые и отыграла за один вечер два концерта в разных клубах. Как очевидно из названия, ребята исполняют каверы на песни Виктора Цоя. Причём «снимают» их точно и бережно.

 

Я, ожидая, за столиком в баре, где предстояло состояться мероприятию, признаться, волновалась от встречи с музыкантами. Нет, не их звездности я боялась, — группа только начинает гастролировать, и артисты ещё не избалованы вниманием прессы, а ощущения, что увижу пародию на кумиров моей юности.

 

Ребята зашли, я придирчиво разглядывала солиста. Да, похож. Прическа, черная одежда, украшения и худощавость, как у Цоя. При ближайшем знакомстве вокалист и гитарист коллектива Илья Николаев оказался, к счастью, светлоглазым, интеллигентным и скромным.

— Когда ваша «киномания» началась? Сколько вам было лет?

 

— Конечно, с детства. Мне, как и ребятам из группы было лет по 14-15, когда мы стали слушать и играть Цоя.

 

— А почему остановились на «Кино»? Ведь всякий, кто учится на гитаре, начинает с песен Цоя. Как у вас? Вы не так и не повзрослели?

 

— Выходит, что нет. Мы нашли своё. Это то, что нам нравится. И музыка и тексты.

 

— В Костромской газете тебя назвали двойником Цоя. Как ты к этому относишься?

 

— Я ни в коем случае не двойник! (возмущенно).

 

— А почему тогда ты взял его имидж, его манеру исполнения?

 

— Потому что считаю, что автора нужно исполнять «в оригинале», не нужно ничего добавлять лишнего, там уже всё есть. Это органично: мы играем «Кино», почему бы не воссоздавать на сцене всю атмосферу: и звучание, и имидж, и манеру исполнения.  У нас даже инструменты, как у участников группы «Кино». У меня обе гитары, как у Виктора Робертовича, у соло-гитариста Андрея Андреева та же знаменитая «Ямаха» Каспаряна, а наш ударник Паша Лобачевский тоже играет стоя, как и Георгий Гурьянов.

— Кто для вас Цой? Не сотворили ли вы себе кумира?

 

— Я думаю, что выражу мнение всех членов группы, что Виктор Робертович для нас не кумир, а скорее учитель, наш музыкальный лидер.

 

— В чём феномен группы «Кино» по вашему мнению? Почему уже 25 лет их песни звучат. И не только звучат, а любимы и современны.

 

— Потому что Цой — жив! (говорит серьезно). Его тексты и музыка не устаревают, они актуальны. Наверное, потому что они о том, что было важно для людей как тогда, так и сейчас. А у настоящих ценностей нет срока давности.

 

— Вы поёте все песни «Кино»? Как выбираете репертуар? Вы ведь этим составом, группой собрались относительно недавно. Есть то, что вам «не легло», «не зашло», или априори всё, что они играли — ваше?

 

— В основном играем позднее «Кино», и немного добавляем более ранних вещей. Мы сразу определились, что репертуар концерта в «Олимпийском» у нас будет всегда, мы его берём и не изменяем. Постепенно включаем композиции из «Чёрного альбома», из «Видели ночь», из «Начальника Камчатки», есть там интересные вещи, которые я хотел бы петь.

 

— У вас есть свои песни? Будете ли когда-нибудь их исполнять?

 

— Да, у меня есть и свои песни, в будущем планируем включать их в наши концерты. Но, конечно, песни «Кино» останутся.

 

— Я знаю, что вы активно гастролируете по стране. Сколько городов входит в вашу концертную копилку?

 

— Йошкар-Ола, Чебоксары, Вологда, Ижевск, Москва, Кострома, Ярославль, Дмитров, Череповец. Летом выступаем в Сочи.

— В вашей группе в соцсетях я видела, что вы играете в Камчатке (дом на Блохина, 15 в Санкт-Петербурге, в подвале которого ранее находилась котельная, где Цой работал истопником, а в настоящее время находится клуб-музей — прим. автора.). Чувствуется ли какая-то особая энергетика в этом месте?

 

— Да, раз в месяц играем. Возможно, сам факт, что Виктор там работал, придаёт какую-то «магию». Как культовое место рок-клуб хорош, но прямо скажем, как музыкальная площадка оставляет желать лучшего: тесновато, акустика слабовата. А нам важно сохранить качественное оригинальное звучание.

 

— Как вы считаете, рок-музыка предназначена для улиц или она лучше звучит со сцены? Например, Борис Борисович Гребенщиков же до сих пор не гнушается исполнением на улицах и в метро, и теперь это его своеобразный флешмоб.

 

— С открытого воздуха мы не планируем уходить, особенно летом. Как начинали с уличных выступлений в Питере, так и будем продолжать. А в холодное время, конечно, предпочитаем закрытые площадки.

 

— Хотели бы вы принять участие, например, в фестивале «Кинопробы» в Окуловке?

 

— Да, хотим попробовать. Очень знаково, что в День рождения Цоя, 21 июня, проходит рок-фестиваль «Кинопробы», на котором выступают отечественные коллективы. Участников для него сейчас отбирает Александр Цой, сын Виктора. И мы ведём переговоры, чтоб войти в их число, отправили свои записи, ждём ответа.

 

— Вы считаете исполнителей каверов на группу «Кино» конкурентами или коллегами по цеху? Группы «Новый День», «ЧБ», «Солнечные Дни», «Виктор»?

 

— Скорее всего, это они нас считают конкурентами. Мы — моложе.

 

— А что будет, если на том же фестивале «Кинопробы» соберутся несколько команд и несколько «Цоев»— не будет ли это театром пародий?

 

— Команд, играющих каверы на «Кино» в своей манере много, а воссоздающих стиль «Кино» всего несколько. Например, группа «Виктор», где вокалист Ош (Асхат Калбаев) внешне похож на Цоя, и группа «Солнечные Дни». Просто организаторы приглашают какой-то один подобный коллектив.

 

— Кто ваши слушатели? Новое поколение, 20-летних, не видевших «Кино» живьём или зрелая аудитория, 40+, которая помнит оригинал, ходила на их концерты? И готова ли она принять «подделку»?

 

— Нас горячо принимают и те, другие. Старшие приходят в нам на концерт, чтобы вспомнить, как это было, а молодежь, которой не довелось застать Цоя на сцене, — увидеть и почувствовать эту энергетику живьём. Представители старшего поколения часто говорят «наконец-то любимые песни можно услышать в живом исполнении». Для них это — ностальгия, образ, это атмосфера их юности. Дамы на наших концертах плачут.

 

— А как вы относитесь к проекту «Симфоническое Кино»? Стал бы Виктор Цой участвовать в таком модном веянии?

 

— Для меня «Симфоническое Кино» означает, что «Кино» стало классикой. То, что делает Юрий Каспарян, очень интересно и масштабно. А если бы Виктор был жив, думаю, вряд бы группа «Кино» стала выступать с оркестром. Это скорее молодёжная «мода». Кто из поколения Виктора выступает сейчас с оркестром? Я не представляю с симфоническим оркестром «Алису», «Калинов мост», «Аквариум». Скорее всего, им это просто не надо. Они самодостаточны и так.

кавер-группа "Кинохроника"

— Каким вы видите свой путь, своё развитие? Какими будете лет через 10? Расстанетесь с трибьютом или «Кино» «форево»?

 

— Думаю, что как бы мы не изменились, песни «Кино» останутся с нами.

 

 

Мы могли бы разговаривать и дальше, но музыкантам пора было выходить к публике, собравшейся в зале и подогретой саунд-чеком.

 

 

Чёрный рыцарь ушёл на покой.

Он сказал нам, что лето пройдёт.

Он один, он последний герой.

Тот, что сердце в дорогу зовёт.

Он ушёл, но он с нами всегда,

И мы скажем ему “Мы с тобой”

Его имя одно навсегда

Звезда по имени Цой…

 (отрывок из песни Ильи Николаева «Имя твоё — Цой»)