ЗАВТРА ТУРИСТА

Турпоток в Удмуртию постепенно растёт, однако рынок далёк от насыщения, а сервис – от идеала. Развитию внутреннего туризма препятствует ряд проблем, связанных как с состоянием инфраструктуры, так и с конкуренцией между участниками рынка. Какие решения выведут отрасль на новый уровень?

В 2017 году Удмуртию посетили 668 тыс. чел., что на 32% выше показателя 2016 года. По итогам года, по версии аналитического агентства «ТурСтат», республика заняла 43 место в топ-50 наиболее посещаемых туристами регионов России. При этом в рейтинге популярных для этнотуризма регионов Удмуртия на 9 месте между Республикой Коми и Якутией. В текущем году тенденция к росту турпотока продолжается – с января по сентябрь регион принял 708 тыс. туристов, что на 42% больше, чем за аналогичный период прошлого года.Изменилось соотношение направлений туристических услуг. В 2017 году на 70% увеличилась доля событийного туризма. По данным правительства Удмуртии, с начала 2018-го в туристических мероприятиях приняли участие более 212 тыс.человек, или около 30% от общего числа гостей республики. Как оценивают текущую ситуацию представители власти и бизнеса Удмуртии?

Александр СВИНИН, первый вице-премьер Удмуртской Республики:

– Внутренний туризм Удмуртии не развит в полной мере. Цифры говорят, что у нас всё хорошо. Но, к сожалению, я не вижу толп немцев, китайцев и французов на Центральной площади Ижевска. У нас нет закона о туризме и даже концепции развития отрасли. Необходимо её разработать. Должен появиться документ с чёткими показателями. В первую очередь необходимо ориентироваться на жителей соседних регионов, которым проще приехать в республику. Задача на первые три года – выйти на рынок ПФО. Следующая цель – с изменением инфраструктуры, с появлением новых авиакомпаний, с развитием дорожного сообщения – вся Россия. Только потом мы будем заниматься системным привлечением туристов из других стран. Туризм невозможен без инфраструктуры. Необходимо развивать гостиницы. В этом году откроется отель высокого класса на набережной Ижевского пруда, но таких объектов должно быть больше. Достаточно зайти на сервис бронирования и посчитать количество мест размещения у нас и в Татарстане. Почему в соседнем Мамадышском районе Татарстана есть объекты размещения, а в некоторых районах Удмуртии просто негде остановиться! Не обязательно в гостинице, но хотя бы в гостевых домах. В этом году мы с женой хотели съездить за город. Начали искать на специальных сервисах, куда можно поехать, – ничего не нашли. Отыскали базы отдыха в Интернете. На некоторых сайтах не указан даже код района – туда невозможно позвонить, если не знаешь его наизусть. Нашли одну базу, куда можно съездить, пожарить мясо и погулять на природе. Но нам сразу сказали, что обслуживающего персонала там не будет, а на территорию нас пропустит некий Василий Иванович. Я спросил: «А если я хочу какие-то дополнительные услуги – например, на лодке покататься?». Мне ответили: «Нет-нет, надо было за неделю звонить». После этого небольшого теста рынка мне как потребителю всё стало понятно с проблемами отрасли…

Дмитрий ГЕНЕРАЛОВ, генеральный директор АО «Корпорация развития Удмуртской Республики»:

– Мы выявили несколько проблем, препятствующих развитию внутреннего туризма в Удмуртии.
Первая – республика является туристическим регионом одного дня. Люди приезжают, посещают достопримечательности и уезжают. Нужны туристические продукты, которые позволят удержать туриста от двух до пяти дней. Исследования показывают, что это оптимальный срок пребывания, чтобы увеличить средний чек туриста, тем самым стимулируя развитие отрасли. Программа развития туристического кластера должна формироваться из комплекса мероприятий, позволяющих повысить уровень экономической устойчивости региона. Стоит обратить внимание на уникальные направления – военно-промышленный, паломнический туризм и экотуризм. В Удмуртии значительно растёт спрос на экстремальный туризм. Люди разных возрастов и профессий предпочитают маршруты и продукты, связанные с охотой и рыбалкой. Вторая проблема – инфраструктура. При размещении гости обращают внимание на качество и уровень сервиса. Но немногие гостиницы в Удмуртии прошли звёздную сертификацию и могут соответствовать ожиданиям обеспеченного туриста. Особую роль играет городская архитектура и благоустройство – каждому туристу важно видеть чистые и ухоженные улицы с интересными зданиями, которые хочется фотографировать и делиться этими эмоциями с другими. Важна работа по продвижению региона. В неё входит формирование событийного календаря, взаимодействие с региональными и федеральными СМИ, интеграция в соцсети. Необходимо разработать меры поддержки бизнеса, предоставляющего туристский продукт. Они могут быть имущественного и неимущественного характера – например, программы льготной аренды для гостиниц и ресторанов. Третья проблема – транспортная доступность туристических объектов. Уже идёт работа по определению приоритетов по ремонту дорог с учётом популярности маршрутов. Виден явный прогресс в развитии аэропорта: возрастает конкуренция между авиаперевозчиками.
Мы возлагаем большие надежды на 2019 год. Подписан указ президента о праздновании 100-летия со дня рождения выдающегося оружейника
М. Т. Калашникова. Хотелось бы, чтобы это событие способствовало установлению новых полезных контактов, которые затем перерастут в перспективные региональные проекты.

Илья КЫЧАНОВ, исполнительный директор ГК «Турист» и Федерации туриндустрии Удмуртии:

– Внутренний туризм в Удмуртии скорее жив, чем мёртв. У местного населения проснулся интерес к поездкам. В рейтинге экскурсионной деятельности нашей компании первое место занимает Сарапул, второе – Малопургинский район, третье – Воткинск. Несмотря на уменьшение количества теплоходных стоянок в Сарапуле в 2018 году, количество туристов в этом городе возросло. Сдерживают развитие внутреннего туризма проблемы с транспортной доступностью, качеством дорог и принимающей инфраструктуры. Кроме того, сегодня Удмуртия выдерживает колоссальную конкуренцию с другими регионами. Значительную часть турпотока «перетягивают» на себя Татарстан, Пермский край и Марий Эл. С учётом сложной и дорогой транспортной логистики в первую очередь необходимо ориентироваться на жителей Удмуртии. Мы выявили несколько тенденций. Во-первых, сформировалась аудитория людей, которым интересно путешествовать внутри Удмуртии, – в основном в возрасте от 35–40 лет и старше. Мы предполагали, что летом, в разгар садово-огородного сезона, интерес к путешествиям снизится. Но этого не произошло. Во-вторых, люди не готовы к длительным поездкам. Оптимальная продолжительность тура – либо шесть-семь часов, либо хотя бы один день с отправлением рано утром и возвращением поздно вечером. И в-третьих, туристы отдают предпочтение выездам в другие города. Эта новая форма досуга стала некой альтернативой корпоративам и дням рождения.

ОТ ХАОСА К ПОРЯДКУ

Помимо внешних причин, развитию туризма мешают и внутренние противоречия. Зачастую в регионах отрасль не упорядочена, попытки реализации проектов бессистемны, нет ни единого образа территории, ни портрета клиента, считает директор ООО «Мастерская регионального туризма» (Великий Новгород-Москва) Андрей Катаев.
«В Удмуртии в сфере внутреннего туризма хаос. Причём во многом его создают сами участники рынка, полагает основатель военно-исторического клуб-отеля «Варяжская дружина» Николай Сергеев. — Каждый защищает только свои интересы и не заинтересован ни в кооперации с коллегами, ни в интеграции в общую туристическую инфраструктуру. В итоге внешний турист, приехав в Удмуртию без проводника, просто заблудится. Он не узнает, куда можно поехать, как добраться до объекта, каков график его работы и кто там встречает гостей».
Эксперт видит выход в объединении усилий игроков рынка и владельцев уже существующих туристических объектов. Несколько компаний могут сформировать общий тур продолжительностью 2-3 дня и привлекать туристов из соседних регионов. Эта категория клиентов вряд ли поедет в Удмуртию на один день ради посещения одного объекта. А в рамках общего тура в первый день туристы могут посетить исторический клуб-отель, во второй – агроусадьбу, в третий — этнодеревню… Другой путь привлечения туристов – через турфирмы. Но они, по словам основателя клуб-отеля «Варяжская дружина», сегодня скорее ориентированы на работу с жителями Удмуртии, а не гостями республики. Такой подход не обеспечивает рост турпотока: местным туристам проще обратиться напрямую к владельцам объекта, минуя посредников. «Туристические компании могли бы активнее работать на рынке въездного туризма, продвигать удмуртские турпродукты в соседних регионах, — продолжает Николай Сергеев. — В этом случае туроператоры смогут заработать на организации автобусных маршрутов, экскурсий, а владельцы объектов – на приёме туристов». Бренд-стратег компании «Асмысл» Наталья Рыбальченко позитивно оценивает совместное продвижение участников отрасли в рамках ТРК «Камский берег» и приводит положительные примеры в других регионах. Так, в Суздале для разработки туристического бренда была создана Ассоциация развития гостеприимства города, куда вошли отельеры и рестораторы. Формируется сообщество предпринимателей и в Ненецком автономном округе – туроператоры и рестораторы совместно определяют свои приоритеты и направления дальнейшего движения. «Для отрасли это прорыв! – комментирует эксперт. – На мой взгляд, проблема в первую очередь в менталитете участников рынка. Объединиться в борьбе против негативного явления у людей прекрасно получается. А вот вместе двигаться к позитивным целям гораздо сложнее. Хотя именно такие сообщества обеспечивают устойчивость в развитии города и имеют больше шансов на привлечение инвестиций. Часто нужен медиатор – внешний переговорщик, который поймет проблемы каждого участника и поможет объединиться в общем проекте». Илья Кычанов обозначает другую сторону проблемы – несогласованность действий бизнеса и власти, особенно муниципальной, при организации мероприятий: «Событий туристической направленности в Удмуртии практически нет. Они изначально не позиционируются как повод для привлечения гостей из других регионов. Мероприятия организуются ради выполнения календарного плана, освоения бюджета, а не заработка на туризме. В оргкомитетах нет представителей бизнеса – туроператоров, ресторанов, гостиниц. К ним даже не обращаются. В итоге событие не рекламируется за пределами населённого пункта. Мы о нём узнаём в лучшем случае накануне либо уже постфактум из соцсетей. Все хотят, чтобы туристы приехали. Но если над этим никто не работает, их не будет!»
Эксперт отмечает, что активнее внутренний туризм развивается в тех районах республики, где имеются культурно-туристические объекты, присутствует бизнес и обеспечена поддержка администраций муниципалитетов. В том числе это Увинский и Малопургинский районы, есть также запросы от Игринского и Каракулинского.
«Перед нами стоит задача по переформатированию туристических маршрутов, – говорит глава МО «Можгинский район» Александр Васильев. – Туризм сегодня очень востребован. Наш район посещали туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая, Таганрога и даже Финляндии. Мы увеличиваем число маршрутов. Так, в дер. Кватчи появилась студия удмуртского платья, куда будем возить туристов на мастер-классы. Ещё перед нами стоит задача модернизировать туристическую инфраструктуру – те же турбазы».

ЕСТЬ МНЕНИЕ
Наталья РЫБАЛЬЧЕНКО, бренд-стратег компании «Асмысл»:

– У турбизнеса Удмуртии есть запрос на осознание идентичности своей территории и получение новых инструментов для её продвижения. Компании хотят интегрировать свою частную историю в региональную тему. Не просто открыть ресторан «Натали» или гостиницу «Мечта», а работать с аутентичными брендами и смыслами.
Я считаю более актуальными два направления для продвижения внутреннего туризма в Удмуртии. Первое – регион как «умная территория» с сообществом инженеров и богатыми традициями развития промышленности. Второе – «живые» этнические мотивы, воплощённые в гастрономических, этнографических, фольклорных темах.

Илья КЫЧАНОВ, исполнительный директор ГК «Турист» и Федерации туриндустрии Удмуртии:

– Внутренний туризм в нашей республике большей частью интересен людям среднего и старшего возраста. Поэтому для продвижения турпродуктов нужна системная информационная работа на радио, телевидении и в печати, чтобы люди узнавали о возможностях путешествий по своему региону.

Читайте также: