1 февраля вступили в силу изменения в федеральное законодательство об информации. Нововведения гласят: теперь эмоции в соцсетях можно будет выразить только цензурной речью. Подробнее о социальной составляющей новых ограничений «Деловой Репутации» рассказали психологи и социологи Ижевска.

Сергей Субботин, психолог-консультант, кандидат психологических наук:
— В основе русского мата лежат четыре слова – 4 корня, от которых образованы речевые единицы ненормативной лексики. Все они имеют прямое отношение к либидо, сексуальности  и являются  символом доминирования того, кто говорит и принижения тех, на кого направлена  лексика такого типа.

Из сексуального подтекста следует, что мат не предназначен для публики – его  использование органично в доверительной обстановке. При выходе из этих обстоятельств и использовании нецензурных слов в широком социуме, человек рассчитывает произвести впечатление и увеличить свою значимость.

Также не стоит забывать, что использование мата в лексике — это один из иррациональных  символов взросления, попытка самовыражения  наравне с сексуальной жизнью, употреблением алкоголя, курением. Из этого следует парадоксальный, но логичный вывод о том, данная лексика не всегда является признаком повзрослевшего человека, а  наоборот, показывает инфантильность какого-то бесконечного переходного периода с демонстрацией формально-речевого признака взрослости.

В то же время, если обратиться к истории России, до революции 1917 года, мат чаще всего применяли угнетённые слои населения – «эксплуататоры» реже использовали данный тип речи. После революции изысканная речь могла восприниматься признаком буржуазно-придворного классового высокомерия, и все сословия поспешили внедрить в свой лексикон крепкие пролетарские словечки для того, чтобы не быть порицаемыми.

На данный момент обсценная лексика является таким же средством объединения и упрощения языка, как смайлики и стикеры. У человечества существует тенденция на минимизацию ресурсов: сейчас люди чаще не читают, а смотрят видео, длинные речевые обороты заменяют наиболее ёмкими, экспрессивными. Сторонники частого употребления ненормативной лексики заявляют: мат – это лучший способ ярко выразить эмоции. Но если мы обратимся к классикам: Толстому, Достоевскому, Пушкину, то увидим, что они редко использовали мат в своих произведениях, обращаясь чаще к богатству русского языка, чем к производным четырёх известных корней.

Я поддерживаю законодательную норму, ограничивающую использование нецензурных выражений в социальных сетях. На это есть несколько причин. Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция на использование ненормативной лексики в общественном пространстве женщинами. Это не просто неприлично, но и противоречит некоторой консервативной норме. Кроме того, люди вступают в дискуссию в жизни менее охотно, чем в соцсетях. И, соответственно, употребляют ненормативные выражения в интернете чаще, чувствуя свою «социальную безнаказанность»

Во-вторых, мат создан для употребления в ограниченной группе людей — он интимен — но ленту социальных сетей читают все. И выплеск этих смыслов и подтекстов на сотни и тысячи пользователей неуместен. Это можно сравнить с тем, как два человека будут ругаться друг с другом, каждый – с разных концов переполненного автобуса. 

Но нужно иметь ввиду: с помощью законодательных норм можно убрать мат из публичных пространств, но невозможно убрать непечатные слова из лексикона всех жителей России, поскольку язык является автономной системой, которая поддерживается и развивается большим количеством людей.

Наталья Ладыжец, профессор, зав.кафедрой социологии УдГУ:
— Использование ненормативной лексики в речи человека зависит от закрепленных практик коммуникаций для разных сфер взаимодействия. Например, если ребенок вырос в семье с низким уровнем культуры или с асоциальным поведением взрослых, для него эта ненормативная языковая лексика становится естественной и повседневной. Конечно, срабатывают ситуативные фильтры. Отвечая на уроке, такой ученик придерживается литературного языка, который будет, безусловно, беднее, чем у его одноклассников. Но, вырвавшись на перемену, он начнет гарцевать со своим матом, самоутверждаясь в том, что может себе позволить запрещенное для других.

Но жесткое разделение по принципу использования ненормативной лексики в конкретных социальных группах произвести невозможно. Хорошо известны примеры ненормативных речевых коммуникаций у крупных руководителей, представителей интеллигенции и даже выдающихся ученых в стрессовых или напряженных ситуациях. Таким образом, люди многократно усиливают свои распоряжения или порицания. У математиков, например, вообще встречаются устные эпатажные практики «доходчивого» отглагольного объяснения сложных теорем.

В отношении чатов интернет-пространства можно предположить, что использование ненормативной лексики здесь встречается даже чаще, чем в обыденной жизни. Это связно с тем, что пользователи социальных сетей с недостаточным уровнем культуры и внутренней саморегуляции и, как правило, с более низкой самореализацией, компенсаторно «отрываются» под «никами» в соцсетях. Анонимность дает ощущение вседозволенности. А у таких пользователей фарватер один — троллинг, моббинг, буллинг как формы эмоционального насилия, очень часто с применением ненормативной лексики. Обсуждать что-то конструктивно они просто не в состоянии. Не хватает ни знаний, ни практик ведения диалога и аргументации. Зато можно публично погарцевать, ввязавшись в свару, либо унизив и деморализовав часто прицельно выбранного противника.

Разные модификации законодательных запретов ненормативной лексики, насколько мне известно, существуют на Руси с 17 века. А воз, как говорится, и ныне там. Сейчас в новой редакции закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» фокусировка сделана на запрете пропаганды войны, разжигания ненависти, вражды, национальной и религиозной розни, а также – использования ненормативной лексики в соцсетях. Финансовая ответственность за нарушения предусмотрена в отношении администрации соцсетей. Думаю, что механизмы контроля и санкций по целому ряду причин будут затруднены, но, тем не менее, начнут работать. Такие ограничения необходимы, так как соцсети – это тоже публичное пространство, нормирующее практики коммуникативного взаимодействия.

Обзор обновлений (предоставлен информационной системой «КонсультантПлюс»):

— Установлено, что владелец социальной сети обязан не допускать их использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

— Также владелец социальной сети должен осуществлять ее мониторинг в целях выявления информации, выражающейся в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, а также  явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ;

— В случае выявления информации, запрещенной к распространению, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней.

Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им установленных требований, вправе обратиться за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Что ещё нельзя выкладывать в соцсети?

— Информацию, цель которой — опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

— Материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

— Информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

— Информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

— Информацию, содержащую предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена;

— Информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ.

 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).