В Ижевске прошла презентация обновлённого пространства на месте здания республиканской типографии по улице Пастухова, 13, организованная Центром территориального развития Удмуртской Республики. Представители Центра рассказали, как появилась концепция площадки, и как территория будет функционировать далее.

Вячеслав Правдзинский, директор Центра территориального развития УР:
— По распоряжению Главы Удмуртии в 2020 году был проведён анализ использования республиканского имущества. В результате мы выявили, что часть муниципальных зданий не используется вовсе или простаивает в качестве складских помещений, несмотря на выгодное расположение. В числе последних была и типография на Пастухова, 13 — историческое здание, которое можно использовать более эффективно, чем просто склад. В свое время это доказали наши коллеги из московского торгово-выставочного центра«Дизайн — завод «Флакон».

Эксперты провели исследование и сделали вывод, что пространство бывшей типографии подходит для организации креативного кластера, который будет вмещать в себя кафе, шоурумы, коворкинги и другие объекты индустрии, в том числе и локальной.

На данный момент цех типографии, в котором прошла презентация пространства — наиболее безопасный, по сравнению с другими. Остался ещё определенный фронт работ, но до того, как вкладывать бюджетные средства в ремонт остальных помещений, необходимо понять потребности потенциальных пользователей пространства, что снизит вероятность простоя помещения в перспективе. 

Поэтому мы решили провести здесь несколько мероприятий, познакомить жителей и предпринимателей с этим местом, чтобы они посмотрели и поняли, насколько интересной и полезной для города станет организация точки культурного притяжения на месте заброшенной типографии. Надеемся, в дальнейшем, вместе с «Корпорацией развития» мы превратим эту площадку в успешный креативный кластер.

Екатерина Гузёма, PRменеджер Центра территориального развития УР:
— На самом деле, первое мероприятие, связанное с реновацией типографии, мы провели еще год назад. Это был воркшоп с представителями местных креативных сообществ, который мы организовали совместно с экспертами франшизы «Флакон». В течении трех дней, разбившись по группам, участники воркшопа продумывали возможную концепцию пространства, экономическую и маркетинговую модели. 

А уже в этом году типография в числе прочих объектов вошла в финал федеральной программы Rurban Creative lab, основной целью которой является преобразование территорий в креативные кластеры. Поэтому чтобы проверить наши гипотезы относительно востребованности подобного пространства, мы решили провести тестовое открытие. Этим летом в типографии пройдет, как минимум, еще несколько разноформатных мероприятий. 

Мы хотим, чтобы инициативные люди и городские сообщества наполнили пространство своими объектами,и, к счастью, во время организации мероприятия мы поняли, что многие готовы подключиться уже сейчас – свой интерес выразили представители торговли, барной индустрии и местные мастерские. Основная цель презентации– показать, что в самом центре города «спрятаны»более трёхсот квадратных метров, идеально подходящих для преобразования и наполнения точками креативной индустрии.

Одним из главных событий на открытии типографии стала презентация городского шрифта Ижевска, который, по словам организаторов, разрабатывался 260 лет. О том, для чего столице Удмуртии нужен шрифт и как он повлияет на экономику города, рассказал Вячеслав Правдзинский:

— Город постоянно «разговаривает»с нами: сообщает важную информацию о маршрутах транспорта, адресах зданий или важных работах на определённой улице. Но, поскольку эта информация, как правило, техническая, диалог с городом не воспринимается, как нечто особенное, а превращается в формальный обмен репликами. Поскольку Центр территориального развития часто работает с городской коммуникацией, мы пришли к необходимости зафиксировать постоянный шрифт, для того чтобы город имел свой понятный и узнаваемый «голос».

До этого момента чаще всего внутри городского пространства использовали символы «дефолтной» стилистики, которые встречаются повсеместно: Arial, Times newRoman и подобные, что также влияло на восприятие текста.

Однако разработкой шрифта Ижевска люди занимались давно – и в советское, и в постсоветское время. Попытки создать уникальный шрифт принадлежат, в том числе, и знаменитым дизайнерам, как Артемий Лебедев и Анатолий Шабалин. Но ни один из предыдущих вариантов, по нашему мнению, не соответствовал специфике столицы Удмуртской республики.

Поэтому в честь 260-летия Ижевска мы начали подробно изучать диалог города с жителями, и выявили ряд закономерностей: был заголовочный шрифт определенного характера, и мы попытались зафиксировать для себя, каким может быть шрифт Ижевска. Для разработки мы привлекли специалистов из ведущей Российской компании Paratype, после чего собрали местное дизайн-сообщество, вместе с которым разработали ряд концепций шрифта Ижевска, и потом уже коллеги «доводили» наработки до готового варианта.

В результате у нас получилось два типа шрифта: один для текстов, другой – для заголовков. Заголовочный вариант мы предлагаем использовать на номерных табличках, и домах, а текстовый – в городской навигации, на сайте, и подобных местах размещения длинных сообщений.

Нужно сказать, что в первую очередь шрифт предназначен для некоммерческого использования. Центр территориального развития, как правообладатель, будет выдавать его по запросу городским службам и организаторам некоммерческих общественных проектов.

Если мы начнём использовать один и тот же шрифт, это даст городу определенный «голос» и разовьёт внутри узнаваемый тренд, который повлияет на развитие туристической отрасли, даст в некоторой степени конкурентное преимущество среди других городов, выделив столицу Удмуртии.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).