Фотография для меня – возможность заглянуть за объектив, остановить время. Любой кадр никогда не повторится. Моя любимая выдержка – 1/60 секунды, это даже не миг щелчка пальцев. И ты тормозишь жизнь на такой скорости! Вот это драйв.

Начиналось всё банально, как у всех советских подростков, в детстве у меня была «Смена 8М». И все атрибуты –  плёнка, проявители, закрепители, увеличитель и т. п. А потом лет с 13 и почти до 40 не было ничего, связанного с фотографией.

 

 

 

 

Возвращению послужило рождение долгожданного сына, необходимость сохранить первые мгновения его жизни, первые шаги, улыбку. Тогда я купил, кстати, обычный Canon. Постепенно система стала пополняться, обрастать новыми «тушками», огромными объективами.

Свой современный этап эволюции фотографа можно отсчитывать с 2013 года, когда я устал носить цифро-зеркальную технику. Тот же Canon Mark II с набором оптики весил уже килограммов семь-восемь. Тогда как раз начали входить в моду беззеркальные фотоаппараты. Я проникся явлением под влиянием гуру этой фотографии Стива Хаффа.

Пионерами направления выступили Olympus. Аппараты стали сразу легче и не потеряли в качестве. Вызов подхватили Leica и Sony. Эти три системы я в итоге и собрал. К каждой примерно 8–10 объективов. Пытался собрать четвёртую – Fuji, но она мне в работе не понравилась. А вот Canon и Nikon, на мой взгляд, «зазвездились» и проиграли маркетинговую борьбу этим трём компаниям. Конечно, у Canon и Mark I и все остальные до «пятёрки» – это иконы стиля, но их габариты и масса… Здесь для меня включились уже личные предпочтения и удобство. В итоге  – ни одного Canon или Nikon в моём «арсенале».

Olympus мой имеет формат матрицы Micro 4/3 (или, как его часто называют, Micro Four Thirds). Это не полный кадр, но делает такие снимки, что в сравнении даже не поймёте. Ещё чем хорош для меня этот бренд – у них огромная линейка объективов, очень компактных, красивых. Хотя признаю,  Sony начала догонять с 2014–2015 годов и сейчас почти обходит Olympus по качеству и удобству.

Но для меня Olympus остаётся идеальным для Travel-съемок. Leica, конечно, немного тяжеловата для путешествий, её жалко. А в путешествиях я постоянно с фотоаппаратом. В отпуске в любом новом месте встаю в шесть утра и отправляюсь бродить. Это и прогулка утренняя, и время отличное для съёмки, когда туристов нет ещё, город пустой. А когда, например, потом днём нам предстоит обзорная экскурсия –  у меня вновь получаются интересные снимки, потому что солнце совершенно по-разному светит утром и днём.

 

 

Определённого направления в съёмке у меня нет. Снимаю новые места, новые виды, новые эмоции. Очень переживаю, когда снимаю на улице людей. Не могу надеть на себя маску такого безбашенного стрит-фотографа, который подходит и в лицо снимает. Я стараюсь снимать от уровня груди. Да и неудобств уже нет, все аппараты сенсорные, ты просто пальцем по экрану нажимаешь, и он снимает. Куда нажмёшь на экране, туда он фокусирует. И два стабилизатора – в объективе и на коробке.

 

Елисейские поля так снимал от начала до конца – от арки до входа в сад Тюильри, 5 км фотографий людей. А рекорд такого «фототреккинга» у меня 29 км. Там же в Париже, с подъёмом на Монмартр, с панорамами и спуском на прогулку в центр. Итог – 2 тыс. фотографий.

 

 

В России всегда беру фотоаппарат в командировки в Москву. А в Удмуртии – когда еду по месторождениям «Белкамнефти». У нас природа такая! На Коробовское месторождение, например, едешь, в районе Старых Зятцев – красота, глаз не оторвать! В Ижевске тоже люблю фотографировать. Кстати, в своё время просто во время прогулки снял вид на Свято-Михайловский собор с улицы Карла Маркса. И отправил на корпоративный конкурс. В результате общероссийский календарь «Русснефти» вышел с моей фотографией для всех наших филиалов.

 

Недавно открыл для себя новую эмоцию от фотографии. Зарегистрировался на сервере Shutterstock. Это одно из крупнейших мировых хранилищ фотоконтента. У фотографов есть возможность выложить свои фотографии, у желающих – законно их купить. Я, конечно же, пришёл не зарабатывать, прежде всего, почувствовать, что твои фотографии интересны людям со всего мира. У меня одно фото купили в Бразилии и в Австралии! Для меня это очень крутое ощущение. А фото сделано в одной деревушке недалеко от Барселоны, молл такой, где продают всякие товары. И там висели между торговыми рядами разноцветные зонтики на фоне голубого неба. Их я и сфотографировал.

 

 

Кстати, стать участником этого сервера очень непросто. Там есть жюри, некие специальные люди, эксперты. Они отбирают твои фото на этапе регистрации, примерно по такому  принципу: семь из десяти фотографий должны быть ими оценены положительно. Если да – регистрируют, если меньше – ждёшь месяц-полтора второй попытки. И при загрузке новых фотографий также идёт жёсткий отбор с комментариями –  много «зерна», много «шума», мало света… Критерии отбора, кстати, всегда странные…

 

Но это вообще, наверное, особенность фотографии – очень субъективное ощущение каждого. Вторая по стоимости фотография в мире – так называемый «Рейн II». 4,3 млн долларов! Снято небо, зелёное поле, и под ним течёт Рейн. Три полоски цвета. Вот и пожалуйста. Я, кстати, снял свой удмуртский ответ «Рейну II». В кадре – небо голубое, снег наш лежит в поле, и дорога сероватой полосой идёт по переднему плану. Почему бы нет?

 

Конечно, цифровая революция изменила фотографию. И возврата не будет. Но для любителей «искать», «готовить» кадр остались дальномеры, ручная фокусировка. Вот здесь ты должен для каждого снимка остановиться, навести фокус, выставить экспозицию. Есть такие фотохудожники, которые снимают на дальномеры свадьбы, когда, казалось бы, надо «бабахать» побольше. А они мучают жениха-невесту, но таки-и-ие кадры получаются…

Я когда прихожу на мероприятия к своим близким друзьям с Leica М, они знают, что такие потом кадры получатся! Их немного, но они будут великолепные.

 

Есть у меня интересные кадры из разных путешествий. А есть из нашего парка Кирова, фантастический кадр. Просто листочек падающий отражается в луже. Но через него как будто реально лето в осень переходит. Очень красиво получилось.

 

 

Очень нравится фото, которое удалось снять в Швейцарии. Утро на Женевском озере, стоит очень плотный туман, и только посередине кадра на всей огромной водной глади небольшая, еле различимая лодочка без паруса.

 

У мамы на окно прилетают по весне синички, я насыпаю им семечки и стараюсь их красиво снять. Одно из этих фото Энвиль Касимов взял для своей картины. Посмотрим, что нарисует.

 

Сейчас у меня уже около 150 тыс. фотографий. Но самый ценный кадр – фото первых секунд жизни сына. И снял на обычный телефон Nokia 6300, по-моему, был как раз в родовой, мне дали первый раз сына подержать. Вот этот кадр рождения новой жизни всё равно лучший.

 

А вот фотохудожниками, на мой взгляд, не рождаются, а становятся. Я стал таким фанатом. С девизом: «Ни дня без фотографии!» И этот план превышаю каждый день в десятки раз.

Член Совета Федерации, представитель законодательного органа власти Удмуртской Республики