С удовольствием откликаюсь на предложение журнала «Деловая Репутация» в регулярном режиме рассказывать о работе в Совете Федерации и ключевых решениях, принимаемых Верхней палатой парламента, имеющих важное значение для страны в целом и нашей республики. Сегодня – итоги первого квартала 2018 года.

Экспертная работа

Начну с того, что для углублённой работы в Совете Федерации я выбрал Комитет по экономической политике. Каждому сенатору в комитетах были определены направления работы – у меня это нефтегазовая отрасль, а также ценовая и  тарифная политика. Кроме того, меня включили в экспертный совет по развитию топливно-энергетического комплекса. В его задачи входит оценка профильных документов, которые поступают на рассмотрение в СФ из правительства или Госдумы, и профессиональный анализ наших законодательных инициатив, направляемых в другие органы власти.

Помимо этого, учитывая свои знания и интересы нашей республики, я вошёл в состав нескольких рабочих органов СФ. Среди них – временная комиссия по развитию отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности. Сегодня существует значительный диспаритет между производством сельскохозяйственного сырья и его переработкой. Если рост объёмов отечественной сельхозпродукции на рынке очевиден, то в подавляющем большинстве всё, что связано с его дальнейшей переработкой, – импортного производства.

Для устранения этого разрыва комиссия должна принять решения по развитию машиностроительного комплекса в части производства оборудования именно для пищевой промышленности. Такую продукцию может производить в том числе и наша, республиканская, «оборонка». Тем более всё это – в русле поставленной президентом страны задачи об увеличении на оборонных заводах доли гражданской продукции.

По этой теме очень интересно мнение одного из самых уважаемых наших сенаторов – Николая Ивановича Рыжкова (в 1985–1991 гг. председателя Совета Министров СССР). Он рассказал, что такая система была и в Советском Союзе. Показывал постановление Совета Министров СССР 1990 года, где каждому предприятию оборонной промышленности давалось техническое задание, в котором конкретно прописывалось, что оно должно сделать по выпуску гражданской продукции для народного хозяйства. Очень интересный документ.

Ещё одна временная комиссия – по совершенствованию законодательства об охоте. Будет проведён полный анализ этой сферы. Процесс важный, и он коснётся большинства регионов страны, где ведётся охотничий промысел.

Предстоит большая работа в комиссии по развитию городских агломераций. Надо уточнить: в фокусе её работы в том числе и  моногорода, города со статусом ТОСЭР, малые города. Так что это как раз об Удмуртии, для городов которой эта тема чрезвычайно актуальна. И, как человек неравнодушный и занимающийся спортом, принимаю участие в работе временной комиссии по проведению чемпионата мира по футболу.

Главные решения

Пленарные заседания в СФ проводятся два раза в месяц, количество рассматриваемых вопросов может доходить до 30–40. На самом деле все они важны, имеют большое значение для государства, для жизни в стране. Но особо за первый квартал я бы отметил несколько законов, уже рассмотренных Советом Федерации и подписанных президентом.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был доведён до  прожиточного минимума, и с 1 мая этого года ни один работодатель ни в одном регионе не может платить работнику оклад менее 11 163 руб. (ранее было 9 489 руб.), т. е. меньше среднего прожиточного минимума по России. Это коснётся всех тарифных сеток, расчёта пособий, больничных, декретных выплат, отпускных и т. п.

Принят очень важный закон о волонтёрстве. Этот год в России стал Годом добровольца (волонтёра), а деятельностью такого рода охвачено уже несколько миллионов человек. Закон формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества и волонтёрства, даёт определения понятиям добровольца-волонтёра, организатора добровольческой деятельности, также наделяет федеральные органы исполнительной власти и органы власти регионов рядом функций в сфере организации и поддержки этой деятельности. Предусматривается принятие государственных и муниципальных программ развития добровольчества и волонтёрства, и всего, что с этим связано.

Одобрен закон о внесении изменений в статью 76 УК РФ. Он направлен на реализацию предложений президента России, прозвучавших, в частности, на встрече с руководством палат Федерального Собрания 25 декабря 2017 года по продлению срока амнистии капитала.

В этих целях соответствующие изменения вносятся в часть 3 статьи, регулирующей вопросы освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Согласно закону, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при выявлении фактов совершения им деяний, содержащих признаки состава преступлений до 1 января 2018 года (было до 2015 года). Уголовное преследование перестаёт быть инструментом давления на бизнес, также это работает и как инструмент для возвращения капиталов в страну.

Один из важных законов, на мой взгляд, – о внесении изменений в статью 346 ч. 2 Налогового кодекса по установлению дифференцированных ставок по единому сельхозналогу (ЕСХН). Это специальный налоговый режим, который разработан и введён для производителей сельхозпродукции.

Главный критерий для перехода на ЕСХН – сельхозпроизводство должно занимать не менее 70% в структуре продукции предприятия или группы предприятий. Теперь региональные парламенты, в том числе наш Госсовет, получают право для различных видов сельхозпроизводителей устанавливать дифференцированно налоговую ставку от 0% до 6%, при том, что ранее ставка ЕСХН была фиксированной – 6%. Это касается и индивидуальных предпринимателей на селе, сельхозпроизводителей, фермеров.

Соответственно, регион имеет возможность поддержать определённые направления сельхозпроизводства, либо находящиеся в стадии развития, либо просто низкорентабельные. Но здесь есть ещё одна проблема, о которой забывать нельзя, – низкая информированность участников отрасли об этих мерах поддержки. А налог – заявительный.

Допустим, работает фермер в условном Кизнерском районе. У него есть трактористы, комбайнеры, бухгалтер, но нет юриста, который бы анализировал законодательную базу. Он не знает, какими мерами господдержки он может воспользоваться. На самом деле, надо отдать должное министру Ткачёву, их огромное количество. Но люди на местах очень мало осведомлены об этом.

Пожалуй, стоит отметить и закон об охоте и охотничьих угодьях. Документ рождался очень непросто, было много споров между законодателями, охотниками, зоозащитниками. По нему устанавливается, что подготовка и дрессировка собак охотничьих пород допускается только в охотничьих угодьях и только способами, не допускающими жестокого обращения с животными, причинения им физического вреда.

Закон актуален и для Удмуртии, где достаточно много любителей охоты, развита соответствующая инфраструктура, но особенно значим для регионов, где охота имеет промысловый характер, является профессией, а иногда даже способом выживания для большого количества людей.

Село… Как много в этом слове

Хотелось бы подробнее рассказать о работе по темам сельского хозяйства. За первые несколько месяцев этого года такие вопросы обсуждались постоянно. За 2017 год перед сенаторами отчитался профильный министр. Вот несколько цифр из доклада Александра Ткачёва. Общая посевная площадь превысила уровень в 80 млн га, и только за 2017 год введено в обращение 620 тыс. га земель. Да, немного, но это уже положительная тенденция. Сегодня по России не возделывается порядка 20–40 млн га, 10 млн га реально вернуть в оборот.

В минувшем году был собран рекордный за всю историю современной России и Советского Союза урожай зерна – 134 млн т, при этом экспорт составил 45–47 млн тонн. В 2017 году общий объём сельскохозяйственного экспорта России составил более 20 млрд долларов. Казалось бы, значительная цифра! Но по этому показателю Россия занимает всего лишь  23 место в мире! Для сравнения: в США экспорт составляет 140 млрд долл., в Нидерландах (!) – 90 млрд, в Мексике – 70 млрд долларов. Нам есть к чему стремиться!

Господдержка сельского хозяйства в 2018 году будет на уровне 242 млрд рублей. Важный её механизм – льготное кредитование по ставке не более 5%. Благодаря этому в 2017 году уполномоченные банки заключили с заёмщиками почти 8 тыс. кредитных договоров на сумму 630 млрд руб. – по инвесткредитам на сумму 430 млрд и по краткосрочным на сумму 200 млрд рублей. С учётом принятых обязательств прошлого года объём субсидий на выдачу новых льготных кредитов в 2018 году составит порядка 13 млрд рублей.

На уровне прошлого года сохраняется несвязанная поддержка, на неё в федеральном бюджете заложено 11 млрд рублей. Это мера, которая позволяет компенсировать часть затрат на приобретение материально-технических ресурсов для проведения полевых работ. За пять лет её реализации объёмы внесения минеральных удобрений на селе увеличены на 30%, почти на миллион тонн. Существует субсидирование продаж сельхозтехники отечественного производства, что ведёт к двойному эффекту и для села, и для промышленности, его объём порядка 10 млрд рублей.

Законодательно расширено понятие «малая форма хозяйствования», куда помимо фермеров и кооперативов были включены индивидуальные предприниматели, партнёрства и общества, годовой доход которых не превышает 120 млн рублей.

КПД сенатора

Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, когда заканчивает заседание, всегда напутствует нас: поезжайте работать в регионах, всё время, свободное от пленарных заседаний и работы в комитетах, посвящайте своей территории.

В Удмуртии я уже провёл несколько «круглых столов», в том числе и по охоте, следующий «круглый стол» мы хотим организовать именно по работе в комиссии по пищевой и перерабатывающей промышленности. Нам надо понять, сколько оборудования в год и на какую сумму покупают наши переработчики за рубежом. В то же время у нас есть предприятия ОПК, готовые осваивать эти виды продукции. Такая информация будет собираться в каждом регионе, важно, чтобы Удмуртия не осталась в стороне.

Как такового критерия оценки эффективности работы сенатора в моём трудовом договоре нет. Но я стараюсь «пахать» на благо Удмуртии по всем направлениям.

Член Совета Федерации, представитель законодательного органа власти Удмуртской Республики