Премьер правительства Удмуртии Ярослав Семёнов в вопросы дорожного строительства оказался погружён с первых дней своего пребывания в регионе. И даже сегодня, отвечая за работу всех органов исполнительной власти, внимание дорожной отрасли он уделяет особое, тем более что профильного вице-премьера в правительстве пока нет. Поэтому подвести итоги года мы попросили именно его.

 

Безопасно. Качественно

Во-первых, Удмуртия полностью выполнила план по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги». Мы отремонтировали 144 км дорог Ижевской агломерации, что на 12 км больше плана. Сэкономив 169 млн руб. на торгах, смогли защитить увеличение работ в «Росавтодоре», заключить новые контракты и вовремя их выполнить. Но главный итог приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» измеряется даже не в километрах. За 2017 год дорожная отрасль республики доказала свою способность работать эффективно. Для нас это – возможность в 2018 году увеличить сумму федерального финансирования, достаточную для того, чтобы решить самые острые проблемы. Так, если в текущем году на проект «Безопасные и качественные дороги» регион направил около 2 млрд руб. (625 млн – от Федерации, 625 млн – из бюджета УР и 700 млн – из российского бюджета на ремонт федеральных участков трасс), то в 2018-м за счёт дополнительного финансирования рассчитываем выйти почти на 3 миллиарда. И это только по «Безопасным и качественным дорогам». В практическом выражении это ремонт 33 дополнительных участков дорог в Ижевске. С таким объёмом мы сможем закрыть план ремонтов 2018 года, взять досрочно часть объектов плана 2019 года, а также отремонтировать некоторые проблемные дороги, которые являются лидерами «народного голосования». Для того чтобы наглядней и подробней представить масштаб предстоящей работы, мы совместно с общественниками составили интерактивную карту проблемных и требующих ремонта дорог Ижевска. Здесь всё отмечено: протяжённость, дорожное покрытие, стоимость ремонта. Важный ресурс, который нам поможет строить планы работы на будущее. «Безопасные и качественные дороги» – это не только Ижевск. В случае увеличения федерального финансирования у республики появится возможность направить по 150 млн руб. на дороги Можги, Воткинска, Сарапула, чуть меньше на Камбарку. Задача – максимально увеличить количество дорог, соответствующих нормативным требованиям.

Нам любые дороги

Второе большое направление – это сельские дороги. Мы строим их по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Я уже не раз говорил: если дороги в городе – это больше про комфорт, то для села это один из главных факторов развития. Тема крайне ответственная и, как показала практика, с огромным потенциалом для улучшений. Помимо того, что мы выполнили в 2017-м всю запланированную программу – построили в Удмуртии 14 новых сельских дорог, нам удалось сформировать задел на будущее. Переосмыслены и перепроектированы 11 проектов дорог из плана 2018 года. Благодаря более эффективным проектным решениям сметную стоимость работ удалось снизить на 134 млн рублей. Эти проекты мы сейчас защищаем в Москве. Как всегда, общая сумма на строительство дорог сложится из долевого участия региона и Федерации – но за счёт того, что регион рачительно подошёл к разработке заданий на проектирование и к сметной работе, мы вправе рассчитывать на более высокую долю федерального софинансирования. Важнейшая задача – изжить понятие «бездорожье». То есть максимально сократить число участков, непроезжих в весенне-осенний период. Работа уже началась. Если по состоянию на апрель 2017 года таких участков было 87, то после этого дорожного сезона их осталось 61. При увеличении федерального финансирования у нас появится шанс решить одну из давних проблем Удмуртии. Естественно, первоочередное внимание будем уделять участкам, по которым пролегают школьные маршруты. Другой приоритет – внедрение современных технологий и материалов. Участвуя в российских и международных выставках, мы изучаем современный опыт. С последней привезли на изучение георешётки, которые размещаются в слое дорожной подушки, равномерно распределяют нагрузку с дорожного полотна – и позволяют экономить до 15% от общей стоимости материалов. Месяц назад Удмуртия подписала соглашение с Российским университетом транспорта. Планируем с помощью его экспертов глубоко изучить возможности использования в дорожном строительстве местных материалов. Для дорог с невысоким трафиком это хорошая возможность создавать соответствующее всем нормам дорожное покрытие и в то же время экономить на логистическом плече.

Транспортная стратегия

Есть и стратегические направления работы. С целым рядом предложений мы уже вышли в Минтранс России. Это передача в федеральную собственность участков дороги «Киров – Уфа», проходящих по территории нашего региона. В этом году мы провели реконструкцию её участка протяжённостью 5 километров. Ещё 6,5 км будут реконструированы в 2018 году по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Таким образом, останется привести в нормативное состояние последние 11 км трассы, что позволит нам претендовать на её передачу в Федерацию, обеспечив содержание за счёт российского бюджета и сократив нагрузку на бюджет республики. Также это работа по повышению категорийности наших федеральных трасс. Сейчас участок трассы М7 «Волга» от Ижевска до Можги и далее до границы с Татарстаном имеет вторую категорию, а значит, одну полосу в каждом направлении. А в Татарстане эта дорога первой категории – с двухполосным полотном. Мы обратились с просьбой рассмотреть возможность повышения категории на участках трассы М7 в Удмуртии, что привело бы к её более эффективному функционированию, удобству для автовладельцев и росту трафика. Были предложения по проекту «спрямления» трассы М7 «Волга» на участке «Ильинское – Алнаши», но более реалистичным является вариант ремонта относительно небольшого участка в районе «Яган – Нижнее Кечёво», что позволяет запустить через это направление транзитный транспорт на Сарапул с выигрышем пути до 28 км. Таким образом, реально разгрузить Ижевск и его объездную, а также вывести дополнительный трафик на новый мостовой переход «Кама – Буй». Найти средства на эти работы можно, сэкономив за счёт применения новых подходов к проектированию на реконструкции участков «Ижевск – Сарапул» и «Костино – Камбарка». Одна из задач всех этих изменений – дополнительная загрузка перехода «Кама – Буй» для повышения трафика через Камский мост. Пока трафик на нём ниже расчётного, что, по условиям концессионного соглашения, чревато издержками для бюджета. В 2018 году это 450 млн руб., и эта сумма уже заложена в проекте бюджета. В конечном итоге новое качество транзитного потенциала должно отразиться не только на загрузке моста, но и обеспечить системный эффект для развития экономики региона в целом. На усиление направления будет работать и реконструкция путепровода в Сарапуле, проектирование которого запланировано на 2018 год, и новый софт на самих мостах, который в течение трёх месяцев установит концессионер, – он позволит организовать оплату проезда юридическими лицами, с чем в настоящее время есть проблемы. Также большое внимание мы уделяем взаимодействию с башкирскими коллегами, от которых зависит состояние подъездных путей к мостовым переходам через Каму и Буй со стороны Башкирии. Вышли к Минтрансу РФ с инициативой об организации совместного с соседями совещания в ходе Транспортной недели в Москве, чтобы согласовать действия и подойти к обустройству переходов комплексно. Договорённости об этом были ещё в 2012 году. Надеемся, что после соответствующих расчётов и консультаций в Минтрансе России наши дорожные «проекты будущего» будут одобрены.

Ломать – нет. Строить

Работа над совершенствованием дорожной отрасли Удмуртии продолжается. Что касается кадровых перестановок, они прозрачны. По результатам ежедневной деятельности, анализа скорости действий, принимаемым решениям делаются выводы о качестве работы каждого конкретного должностного лица. По структуре дорожного ведомства Удмуртии мы разрабатываем изменения в части двух его подведомственных казённых учреждений: это «Безопасность дорожного движения» и «Управтодор». Есть понимание, что дороги необходимо передать в «Управтодор» – тогда отвечать за их состояние, в том числе перед контролирующими органами, будет собственник дороги, а не подрядчик. Кроме этого, ГУ П «Удмуртавтодор» включено в план приватизации объектов, стоящих на балансе республики, – первым шагом будет его преобразование в акционерное общество. Также идёт работа по более оптимальному распределению полномочий. Обслуживание светофорных объектов Ижевска может быть передано в ведение самого муниципального образования. В некоторых же областях мы, наоборот, планируем забрать «дорожные полномочия» муниципалитета, с тем чтобы решать принципиальные вопросы на уровне республики.