Вполне можно сказать, что моё появление в Удмуртии – это судьба. Глазов – родина отца моей супруги Михаила Константиновича Барскова, почётного гражданина города. Начав свой путь на Северном флоте в должности механика, военную карьеру он завершил в должности заместителя главнокомандующего ВМФ. К сожалению, наши с ним планы посетить малую родину не осуществились – его не стало в 2013 году. Два года назад во Владивостоке я присутствовал на закладке корабля, названного в его честь, и это было непередаваемое ощущение. Поэтому когда Александр Владимирович предложил мне работать в Удмуртии, ни у меня, ни у семьи не было никаких сомнений.

Командный цикл

Период совместной работы с Александром Бречаловым в Общественной палате РФ дал мне возможность открыть для себя новый смысл понятия «командная работа». Если проводить аналогию, например, со спортом, то, помимо циклических видов спорта, когда от тебя требуется концентрация на правильной технике во время повторения однотипных движений и всё зависит только от тебя, мне также близки командные виды спорта, например, волейбол, в котором общий результат зависит от вклада каждого члена команды. Так вот работа в команде Александра Бречалова сочетает в себе оба эти вида деятельности. С одной стороны, ты полностью отвечаешь за вверенный тебе участок, рассчитываешь свои силы и способности, и вместе с тем ты никогда не забываешь про команду, видишь, куда она движется, какие цели преследует.

Лишь одна важная деталь, которая отличает это понимание командной работы от спортивной, – отсутствие разделение на «мы» и «они». Единственный соперник – это мы сами. Развиваться, становиться профессиональнее, эффективнее, если хотите, лучше – вот главный стимул. И ещё один важный для меня момент. Команда – не замкнутый круг каких-то приближённых, в который не допускаются чужаки. Членство в ней определяется эффективностью и желанием посвятить себя общему делу. Других критериев нет. Равно, как нет и поблажек.

В Общественной палате пришлось поработать над разными задачами. В Удмуртии у меня также несколько направлений деятельности. Сейчас, например, мы активно работаем над формированием бюджета будущего года. Как вы знаете, ситуация в целом непростая –большой долг, большой процент коммерческой закредитованности и так далее.

Но именно дорожное хозяйство – приоритетное направление, на котором необходимо сосредоточить внимание в первую очередь. По разным оценкам, дорожная сфера республики является одной из самых проблемных в регионе. Об этом говорят опросы общественного мнения, это видно, как говорится, невооруженным взглядом.

Долгая дорога?

Если говорить про рабочую группу, созданную по инициативе врио главы, то такой формат работы с учётом требующейся оперативности и взаимодействия сразу нескольких ведомств и организаций представляется наиболее оптимальным. Он предполагает включение в её состав лиц, не интегрированных в органы исполнительной власти республики. Мы привлекаем научное сообщество из Москвы и других городов. Действуем через Интернет, через непосредственное общение. Привлекаем гражданских активистов и общественников. В дальнейшем совместная работа общества и власти будет более формализованной, но сегодня необходимо делать быстрые шаги, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Главная задача – повышение эффективности деятельности всех сегментов дорожной отрасли республики, начиная с планирования работ и заканчивая приёмкой результатов их выполнения. Говоря о планировании, я имею в виду не только выбор участков дорожной сети, подлежащих ремонту, реконструкции или, скажем, капитальному ремонту, но и выбор того или иного проектного решения.

Пример. Выезжаем на место и видим, что на дороге, включённой в план реконструкции будущего года со сметой больше 100 млн руб., состояние полотна вполне удовлетворяет движению транспорта. Общаемся с жителями, с главой муниципального образования, с водителем школьного автобуса и понимаем, что на этой дороге есть только несколько участков, которые необходимо укрепить. На этом примере мы видим, что зачастую при проектировании в расчёт не бралось текущее состояние дорог. Также не принималась во внимание возможность использования местных материалов, что могло бы существенно снизить стоимость работ. Кроме того, недостаточно применяются современные технологии, которые позволяют не только экономить на стоимости работ, но и повысить качество, тем самым увеличив межремонтные сроки.

Поэтому мы сейчас изучаем карьеры по региону, все разработки, которые можем использовать для получения дорожных материалов, чтобы удешевить их доставку. Касательно технологий, это, например, холодный ресайклинг, применение которого позволяет снять старый слой, перемешать его и тут же положить без использования привезённых материалов.

Отдельный вопрос – контроль качества выполнения работ. Здесь, кстати, мы опираемся не только на собственные силы и современные технологии, но и активно работаем с гражданскими активистами, которым небезразлично то, как на дороги тратятся наши с вами как налогоплательщиков деньги. Также мы проводим полный аудит деятельности подведомственных дорожных предприятий, для того чтобы выявить слабые или проблемные места, исключить нарушения и повысить эффективность.

Дорога, о которой я говорил, ведёт в населённый пункт Туташево, где проживают 150 человек. Дорога эта от Большой Кибьи, где проживает около 500 человек. Дорога от Большой Кибьи по состоянию хуже, чем в Туташево. Ситуация складывается таким образом, что мы здесь бы потратили больше 100 млн руб. на семикилометровый участок, практически оставив его в той же категории, в которой он представлен на сегодняшний момент. И всё это за те деньги, которые могли бы быть с успехом использованы на других участках, где весной или в сильные дожди невозможно проехать ни школьному автобусу, ни МЧС, ни «скорой помощи».

Если мы ведём дорогу к населённому пункту, надо понимать, действительно ли она поможет ему развиваться. Реконструкция дороги стоимостью под сотню миллионов к деревне, где живут 22 человека, приведёт к тому, что через два года здесь будет жить хотя бы 40? Дороги, которые сейчас включены без соблюдения такого принципа, не должны быть оплачены в таком объёме, это нецелесообразно. Тот, кто даёт задание проектировщику, должен требовать от него выбора наиболее эффективного решения и снижения стоимости. Проектировщик должен понимать, что сейчас нужны оптимальные решения, в соответствии с которым бюджетные деньги будут расходоваться не по принципу «сколько могу направить денег в этом году – столько и направлю». Мы не говорим, что всё в дорожном хозяйстве было абсолютно плохо, что всё делалось неэффективно. Мы говорим о том, что есть потенциал для увеличения эффективности, для того, чтобы на каждый бюджетный рубль было построено большее количество дорог с безусловным соблюдением качества.

Про покупки, про закупки

А вот сложившаяся система закупок в регионе, мягко говоря, несовершенна, если не сказать хуже. Минимальное снижение от начальной цены контракта – яркое тому подтверждение. Об этом говорит и сравнение с другими регионами Российской Федерации. Наша задача –полностью изменить подходы как к формированию начальных цен, так и к процедурам торгов. Ни для кого не секрет, что основными подрядчиками в подавляющем большинстве случаев являются государственные дорожные предприятия той или иной организационно-правовой формы. Да, в собственности республики находятся крупные предприятия, обладающие необходимыми опытом и ресурсами. И это, кстати, не уникальная республиканская разработка, такая практика существует во многих субъектах. Но это ни в коем случае не должно приводить к ограничению конкуренции на рынке. Теперь все организации, способные выполнить необходимый объём работ, будут допущены к торгам. Первый пример – проведённые аукционы на право заключения контрактов на реконструкцию дорог Ижевска. Благодаря доступу к торгам негосударственных предприятий экономия по нескольким лотам составила больше 160 млн рублей. Это позволит нам уже в 2017 году выполнить работы, запланированные на будущий год.

В Удмуртии автомобилисты совершенно уместно сравнивают свои дороги с соседним Татарстаном. Очевидно, что качество дорог там значительно отличается от нашего, и разговорами о других климатических условиях никого не убедить. Значит, так работать можно и нужно. Проблема дорожного хозяйства Удмуртии комплексная, и решать её надо, обращая внимание на все составляющие. Мы выявили, что в некоторых случаях у нас руководствуются завышенными требованиями к дорогам в тех местах, где условия эксплуатации этого не требуют. Про привозные материалы я уже говорил. Всё это ведёт к тому, что количество дорог, которые мы приводим в нормативно-эксплуатационное состояние, меньше, чем, если бы применялся более рациональный подход. И, конечно, повторюсь, важной составляющей является контроль качества выполнения работ. Здесь мы также изменим подход к работе подрядчиков, какими бы они ни были – частными или государственными.

За безопасность!

Сегодня в Удмуртии активно началась реализация поддержанного президентом России Владимиром Путиным федерального проекта Министерства транспорта РФ «Безопасные и качественные дороги». В масштабах России он позволит обеспечить реализацию программ по ремонту дорог 38 крупнейших городских агломераций страны с населением свыше 500 тыс. человек. На финансирование проекта выделяются значительные суммы. Только в 2017 году сумма финансирования проекта составляет 65 трлн рублей.

Проект, с одной стороны, направлен на снижение количества мест концентрации ДТП (к концу 2018 года их число должно сократиться вдвое, а к 2025 году – на 85%), а с другой – на увеличение протяжённости дорог, соответствующих нормативу (увеличение на 50% к 2018 году и не менее чем на 85% – к 2025-му).

Проект предполагает комплексное развитие транспортной инфраструктуры. В рамках этого мы будем проводить мероприятия по обеспечению необходимого уровня безопасности дорожного и пешеходного движения. Необходимо разделить транспортные и пешеходные потоки, модернизировать светофорные объекты, установить ограждения вдоль тротуаров на опасных участках и так далее. Кроме того, будем вести работы по устройству освещения, модернизировать нерегулируемые пешеходные переходы, совершенствовать систему пассажирских перевозок и устранять перегрузки дорожной сети, в том числе за счёт внедрения светофоров преимущественно вызывного типа и локально расширять проезжую часть в местах скопления автотранспорта.

Отдельным большим направлением являются мероприятия по организации пешеходного движения. Для этого надо повысить качество покрытия тротуаров, доступность пешеходной инфраструктуры для маломобильных групп населения. Немаловажная задача – упорядочить элементы наружной рекламы. Уже сейчас мы прорабатываем изменения в этой сфере.

«Безопасные и качественные дороги» – крупный и ответственный проект, требующий неукоснительного соблюдения всех установленных требований. Софинансирование со стороны Российской Федерации осуществляется только при условии достижения контрольных точек. Календарный план-график работ проекта расписан буквально по дням, начиная с утверждения паспорта проекта 18 ноября 2016 года и заканчивая утверждением итогового отчёта 31 марта 2026 года. На нас лежит большая ответственность за его реализацию, и мы сделаем всё, что в наших силах, и даже больше для того, чтобы наши дороги стали и безопасными и качественными.