Проактивные действия, грамотный инвест-подход, комплекс экономических решений, в контур которых вписаны вопросы городской инфраструктуры, позволили ООО «Удмуртские коммунальные системы» вывести реализуемое в теплосетях Ижевска концессионное соглашение на уровень проекта стратегического развития для города и его жителей.

УКС: инновационный инвестор, нужный городу  

На момент начала моей работы в компании ситуация с техническим состоянием теплосетей, возможностью вложений в их ремонт, реконструкцию, техперевооружение была достаточно тяжёлой. Действовавший на тот период алгоритм арендных отношений не предполагал реновацию имущественного комплекса, находящегося в управлении, этот механизм был неэффективным с позиции инвестиций в сети средств, необходимых для поддержания их в надлежащем техническом состоянии.

В 2016 году из-за проблем с отоплением в городе была введена ЧС. Тогда стало более чем очевидно: нужны резкие и кардинальные трансформации. Причём в самом подходе к организации работы, в форме управления сетями. 

Хорошо, понимание есть. Но куда двигаться дальше? На фоне этого возникал не менее важный вопрос. Есть ли в Ижевске компания, готовая сказать: мы можем нейтрализовать отрицательный «коммунальный бэкграунд», взять на себя финансовую и инновационную ответственность, инвестировать собственные средства в дорогостоящую модернизацию и обновление теплосетевых объектов, генерировать новации и развивать инфраструктуру по новым современным решениям.

Кстати говоря, почему нужны собственные средства инвестора? Тарифы не покрывают реновационные расходы, должен быть контрагент, сам вкладывающийся в обновление инфраструктуры, понимающий, насколько это экономически ёмкое предприятие, и готовый его внедрять. Плюс, повторюсь, он должен быть инновационно активным, чтобы вкладываться в технологии завтрашнего, а не вчерашнего дня, не зарывать деньги «в землю», а давать им реально работать.

Таким контрагентом стала наша компания.

Концессия – это история про преимущества для горожан

Институт концессионных соглашений только закреплялся в коммунальной сфере, апробировался в небольших регионах на предприятиях водоканала. Это было новое, свежее, актуальное решение. В его пользу мы, собственно, и сделали выбор.

Одно из преимуществ концессии в том, что после окончания срока действия договора город получает имущественный комплекс теплосетей в качественно новом, улучшенном состоянии. Концессионный диалог – «магнит» для привлечения в отрасль инвестиций и новаций, в целом хорошая схема для её преобразования.

Кстати говоря, я уверен: концессия была нужна именно городу, жителям Ижевска. Не чиновникам в лице администрации, не коммерческой структуре в лице «УКС», а именно горожанам – как возможность существенного улучшения качества жизни.

После довольно длительного правового процесса состоялась трансформация договора аренды в новое концессионное соглашение. Считаю, что тогда руководство управляющей компании приняло беспрецедентное решение: действовать по превентивному сценарию, вкладывать в техперевооружение сетей опережающими темпами, не дожидаясь концессии. Была цель: показать, каким должно быть управление инфраструктурой. И какой эффект это обеспечит.

Все обязательства были выполнены. В 2015 году мы вложили в сети плюсом к тарифно-балансовому решению 200 млн руб. собственных средств компании. В рамках концессии компания ежегодно инвестирует в развитие инфраструктуры собственные средства. Точку безубыточности, по разным оценкам, мы пройдём в 2025–2027 годах.

Что сделано?

Главное – это стратегический подход. Мы построили систему работы так, чтобы инвестиции были грамотными и умными, а техперевооружение и реконструкция теплосетей реализовывались максимально эффективно. При модернизации тепловой инфраструктуры микрорайонов упор делаем на комплексную политику: обновляем не только сети, но и тепловые пункты, к которым они подключены. Такое комплексное решение выводит на надёжную качественную эксплуатацию объектов.

Первый же год концессионной работы, когда вместо «привычных» 5 км сетей было заменено рекордных 42 км, показал: мы не только готовы к кардинальным изменениям, но и обеспечиваем их для жителей. Доверие к нам укреплялось. Тем более что акцент в первую очередь был сделан на сложных участках, и мы постепенно снимали целый пласт проблем, которые ранее в городе не решались годами.

Как пример умных эффективных решений – автоматизация объектов с внедрением систем телеметрии, ввод в эксплуатацию приборов учёта тепловых ресурсов с удалённой системой передачи данных. Интеллектуальные приборы уже установлены на более чем 200 контрольных точках. Мы получили возможность в режиме онлайн осуществлять мониторинг системы теплоснабжения, получать и анализировать данные об отклонениях от параметров, своевременно реагировать на сбои.

Среди субъектов, входящих в нашу управляющую компанию, мы – лидер по внедрению пилотных проектов. Я всегда говорю: пришел в «УКС» для того, чтобы решать технические вопросы, а стал «пилотом». Сейчас активно внедряем новые проекты по автоматизации, интеллектуализации объектов.

«Социальный» депутат

Думаю, главный промежуточный итог работы концессионного соглашения – новый уровень развития коммунальной инфраструктуры города. Концессия, кроме снятия форс-мажоров, минимизации отраслевых рисков, добавляет городу ещё одну точку роста, даёт ему ресурс для решения социально значимых задач.

Свою миссию как депутата Городской думы (спасибо жителям, которые недавно вновь поддержали меня на выборах) вижу в том, чтобы развивать коммунальную сферу города на основе опыта подобных решений.

В прошлом созыве я находился на позиции заместителя председателя постоянной комиссии Гордумы по вопросам ЖКХ и развития городской инфраструктуры. Это хорошая площадка для обсуждения, внедрения, масштабирования отраслевых проектов. Сегодня, со своим новым опытом реализации концессионных и других отраслевых проектов, также возлагаю большие надежды на работу в комиссии. 

При всех остальных важных вопросах, которые лежат в периметре ответственности депутатов, центральный момент всей повестки, на мой взгляд, – улучшение условий жизни граждан.