Взгляд в будущее

Удобно, когда у руководителя всё под рукой: отчёт и документация в компьютере или телефоне в режиме реального времени. Программа сама всё анализирует и уже показывает готовый результат о различных процессах в компании. Почему же у руководителей до сих пор нет понимания, что это действительно эффективно для бизнеса? Что могут предложить клиентам ижевские разработчики?

Бухгалтерские системы, которые используют практически все компании, предприниматели уже изучили. Все знают, что такое воронки продаж, научились отслеживать бизнес-процессы и другое. Но информация, которая поступает в голову руководителя от разных отделов, одновременно приходит терабайтным размером. Это уже не может адекватно восприниматься человеческим мозгом, а тем более верно анализироваться.

«Когда спрашиваешь у представителей бизнеса, что они знают про электронный документооборот, все начинают рассказывать про его популярные разведённые элементы на платформе 1С. Это достаточно универсальная программа, где разведены различные конфигурации. Некоторые ещё называют DIRECTUM, «БАРС», «Тензор», «Пиком» и другие. Подобных платформ достаточно много, однако массовой осталась только одна, другие тоже на слуху, но имеют ограниченную популярность», – отмечает руководитель компании ООО «НВП «Стандарт-Н» Игорь Николаев.

Как правило, такие программы для автоматизации бизнеса используются всегда в тандеме с другими. Какого-то классического варианта не существует. «Между ERP и автоматизацией торговли есть большая разница. Например, первое представляет собой гибрид бухучёта, склада, саму автоматизацию и документооборот, который, кстати, есть и во втором. Но в большинстве случаев компании используют несколько программ для различных бизнес-процессов», – добавляет он.

«У бизнеса есть потребность в анализе данных. Руководителю необходимо понимать текущую ситуацию в целом. К сожалению, реальность такова, что на данный момент у многих организаций уже есть ERP-системы, ЕСМ-системы, СRМ-системы и т. д., их число в крупных компаниях идёт на десятки. Каждая показывает свой блок данных, но понять всю картинку «сверху» по взаимосвязанным данным, как правило, очень трудно или даже невозможно. Даже самые продвинутые компании Ижевска, да и России в целом, полностью автоматизировав все процессы в организации, сталкиваются с этим вопросом. Как живёт вся организация, «управленец» видит на ощупь, не видит, а просто чувствует, в том ли направлении развивается его бизнес. Зачастую для принятия управленческих решений используются «кусочные» данные – статичные отчёты из разных информационных систем. Их очень сложно соотнести между собой, а тем более – понять динамику изменений и взаимосвязи (зависимости) данных, критичных для принятия решений. BI-системы объединяют данные со всех систем и направлений компании, а далее формируются различные взаимосвязанные представления – графики и диаграммы. Это помогает руководителю увидеть картину «сверху», а при необходимости детализировать или, что более важно, спрогнозировать изменение. Таким образом, вместо большой стопки разрозненных отчётов из разных систем получается единое окно, в котором всё наглядно, структурировано и консолидировано», – отмечает исполнительный директор ООО «БР Консалт» Лариса Пестерева.

По её мнению, самое главное – правильно обучить сотрудников: внедрить продукт, сделать его удобным для всех в компании. «Многие топ-менеджеры уже умеют хорошо работать с системами, но если директору удобно работать по-старому, то для всецелого контроля и понимания ситуации в целом в организации можно поставить монитор с необходимыми отчётами в режиме реального времени, а договоры подписывать, как удобно, можно и по старинке», – рассказывает она.

Генеральный директор ООО «Деловая культура» Дамир Галимов тоже придерживается мнения, что главное – внедрение продукта. Потому что просто покупать сервис, который выполняет множество функций, бесполезно. «Приобретать нужно даже не сам продукт, а внедрение. Что толку купить самолёт, если я не умею им управлять? Программный продукт – сложный процесс, где нужно хорошо поучиться, чтобы использовать всё функции. По опыту можно сказать, что по всему назначению компании его никогда не используют. Кроме того, желательно иметь специалистов, которые будут его постоянно внедрять. Мало знать, как пользоваться продуктом, надо уметь применять функции к процессам внутри компании. В этом беда большинства программных покупок. Компания приобретает сложный продукт, а платить за внедрения и обучать специалистов не хочет. Кроме них, необходимо иметь ещё и аналитиков, которые могут исследовать бизнес-процессы в компании. Слаженный тандем из таких специалистов обеспечит вашей компании успешное внедрение сервисов, а впоследствии – хорошую экономию денежных средств», – говорит Дамир Галимов.

Руководители предприятий интересуются этой темой только в случае крайней необходимости, потому что существует определённое опасение. Эксперт считает, что, во-первых, многие думают, что это будет дополнительная нагрузка, которая ляжет на плечи сотрудников, и всю информацию придётся заносить вручную.

Руководители государственных и полугосударственных компаний боятся переходить на полную автоматизацию бизнес-процессов, потому что не имеют достаточно знаний и опыта в использовании компьютерных технологий. Кроме того, сотрудничество с ними возможно только через аукцион, в котором мы зачастую не принимаем участия. «Из-за этого в государственных закупках часто принимают участие компании, предлагающие «не самый лучший» продукт. «Тем более, имея достаточное количество коммерческих клиентов, все эти сложности с аукционами (залоговые суммы) не нужны», – добавил Игорь Николаев. Руководители госкомпаний готовы рискнуть в том случае, если имеют какую-либо базу знаний, понимание, что они хотят и как это должно быть, либо исходя из опыта других.

«Присоединяясь к словам ранее высказавшихся, руководители не всегда правильно распределяют средства на внедрение своего «детища». В первую очередь, необходимо начинать процесс автоматизации с основных бизнес-процесов, а по мере освоения прорабатывать дополнительные, остальные сферы деятельности учреждений и компаний. Пытаться охватить всё сразу, выкладывая огромные средства с неоднозначным результатом – не оптимально», – рассказал эксперт.

Иначе начинаются большие затраты на исправление ошибок, которые можно было предотвратить на самой начальной стадии использования программы или во время самих бизнес-процессов. На вопросы: «что делать? каким образом исправить ситуацию?» внятный ответ в современных условиях можно получить только благодаря автоматизации и электронному документообороту.

Лариса Пестерева считает, что со временем, когда компании привыкнут к автоматизации всех процессов, программы BI-анализа будут расходиться как «горячие пирожки». Эта услуга станет очень востребована рынком. И мы даём бизнесу быстро, легко и доступно с помощью виджетов, гаджетов, систем получить такую важную информацию в режиме реального времени. Этими благами цивилизации мы можем научить пользоваться всех.

Есть мнение
Дамир Галимов, генеральный директор ООО «Деловая культура»:

– У нас есть два основных сервиса. Первый связан с обменом данными между торговыми партнёрами: автоматизация процесса заказа и поставки товаров. Благодаря этому сервису все ручные операции исключаются – один раз товаровед ввёл заказ, и все документы совершенно прозрачно, автоматически загрузились в учётную систему поставщика. Это приводит к тому, что вся логистика начинает работать намного быстрее. Интеграционный модуль оплачивать не нужно, средства взимаются только за ежемесячное пользование услугой. Этот сервис используют многие наши клиенты: крупные торговые сети, производители, поставщики, дилеры. Даже мелкосетевой ритейл отметил преимущества в работе с ним.

Второй сервис упрощает процесс автоматизации взаимодействия торговой сети с покупателями. Для этого используется мобильное приложение для iOS и Android, которое адаптируется для конкретного заказчика и может служить дисконтной картой. Благодаря этому маркетологи торговой сети получают дополнительный инструмент взаимодействия с покупателями. А от нас специалистам предоставляется уже проанализированная информация: возрастные категории, увлечения покупателей, а также как продаются отдельные виды товаров, как работает конкретная точка и другое. Это возможно через передачу нам «сырых» данных – чеков. Сервис в первую очередь помогает наладить грамотную работу маркетолога и иметь под рукой уже проанализированные данные руководителю. Примером может служить один из наших крупных клиентов – SPAR Удмуртия.

Лариса ПЕСТЕРЕВА, исполнительный директор ООО «БР Консалт»:

– Мы предлагаем BI-систему. Qlik View и Qlik Senss объединяют данные из любых источников информации: 1С, Microsoft NAV (Navision), Ax (Axapta) и других. Эта система позволяет пользователям, не имеющим специальных технических навыков, самостоятельно формировать отчеты и анализировать информацию благодаря визуализации с помощью графиков, диаграмм. С Qlik можно работать через мобильные устройства, включая iPad, iPhone, Android и BlackBerry. Наша компания предлагает вам помощь в охвате ваших данных, повышении эффективности принятия решений и получении картинки «сверху» с помощью системы Qlik.

Информацию о системах Qlik http://brconsult.pro/services/analiz-dannykh-i-prognozirovanie/, нашем успешном внедрении других систем и собственных разработок вы найдете на нашем сайте

Игорь НИКОЛАЕВ, руководитель ООО «НВП «Стандарт-Н»:

– Программы ERP ERP (Enterprise Resource Planning, дословно – планирование ресурсов предприятия) получают всё большее распространение, причина – предприятия вне зависимости от вида деятельности всё чаще сталкиваются с необходимостью автоматизации. У нас есть собственная платформа ­­– «Программа оперативного управления бизнесом Станадарт-Н». Подобные программы как раз и представляют собой именно платформы «для развития сценария» под конкретного заказчика. Наши программы отличаются ценой, условиями для клиента (программа имеет простой интуитивно понятный интерфейс, не требует обучения, изучения и действий «по инструкции», пользователь может не бояться что-то сломать своими неправильными действиями и т. д.), эффективностью.

С нашими клиентами мы разрабатываем индивидуальный сценарий процессов, по которому наш специалист адаптирует программу для компании. Вместе с заказчиком мы добиваемся, чтобы она стала работоспособной – основным организационно-аналитическим инструментом, была удобной, «сбоеустойчивой», наглядной и эффективной. Цена программы определяется заранее и остаётся неизменной вне зависимости от объёмов работ (они, как правило, увеличиваются, так как всего изначально предусмотреть невозможно). В большинстве случаев клиенты пользуются предоставляемым абонентским обслуживанием – вне зависимости от количества обращений и времени обслуживания, сумма неизменна.

Читайте также: