Становление пивовара сейчас наблюдать достаточно просто. Человек пробует варить пиво для себя. Потом он делится результатами с друзьями, через соцсети. Выясняется, что получилось вкусно, интерес выходит за пределы региона, появляются заказы, он сам понимает ценность своего продукта. И либо уходит работать в пивоварню, либо находит инвесторов и открывает свою. Таких историй достаточно много.

Изначально сорта пива, варившегося в СССР, были копией или аналогом традиционных европейских. И когда наши люди путешествовали в Германию и Чехию, особой разницы в пиве не ощущали. Но когда стали летать в Америку, Австралию, Китай, поняли, что широта разновидностей стилей пива гораздо больше, чем знали прежде.

Тогда-то и начали появляться поклонники новых, крафтовых сортов. Пивовары стали учиться у американских идеологов. Самый известный – Чарли Папазян – продвиженец крафтового пивоварения в США. Он написал книгу о том, как сварить пиво дома, и стал организатором мирового пивного сообщества.

Базис развития крафтового пивоварения – США. Хмели, которые пришли оттуда, сильно отличаются от использовавшихся в Старом Свете. Они дали огромное пространство для вкусовых и сортовых экспериментов. Возвращение к средневековым истокам, которым, по сути, является крафтовое пивоварение, вернуло в производство эли. Вытесненные лагерами, они очень разнообразны, во многом по причине того, что верховых дрожжей для их брожения гораздо больше и палитра вкусов и ароматов, которую они добавляют, намного шире.

Тенденция потребления крафтовых стилей пива сегодня – сильно охмеленных крепких сортов – также преимущественно американская. Популярен индийский бледный эль (IPA), изначально делавшийся сильно охмеленным для того, чтобы доехал до Индии. Отдельный стиль – американский бледный эль (APA), за счёт использования американских хмелей. В сортах пива этих стилей есть разница по горечи, плотности, конечному содержанию алкоголя. Вкусы могут быть цитрусовыми, опытные пивные сомелье выделяют и грейпфрукт, и ёлку, можжевельник, дыню, чёрную смородину и многое другое.

Но проявляется и новый виток. Люди стали пить кислые эли. Это дикие кислые эли, бельгийские ламбики, фламандский красный эль, берлинер вайс. В них мало хмеля, но можно добавлять натуральные ягоды и фрукты. В этом случае получаются изумительные сочетания. Как напиток, утоляющий жажду, он идеален. Я не любитель таких сортов, ну что может быть в кислом пиве? Но побывав на фестивале в Москве, попробовал один из лучших элей – это действительно потрясающе. Многие передовые пивоварни закупают сейчас танки для брожения кислых элей. Преимущественно это открытое брожение на диких дрожжах, поэтому создаются отдельные комнаты, так как перекрёстное брожение недопустимо.

Также российские пивовары начинают приобретать бочки из-под различных крепких напитков, чтобы начать выдерживать аналоги европейских крепких пивных сортов, которые должны стоять по полгода-год.

 

 

Вообще же крафтовое пиво одним определением – нескучное пиво. Пивовар должен привнести в него свою изюминку, будь то фрукты, специи, сильная плотность, оригинальная рецептура.

Уже есть пивовары, которые возрождают традиции. Пожигное пиво было на Руси. Оно затиралось на горячих камнях, доставаемых из печи. Именно они опускались в нужные температурные паузы в бочку с солодом. А потом напиток фильтровался через солому и можжевеловые ветки.

А кто-то из пивоваров считает, что есть непоколебимые рецепты лагеров и в них всего лишь надо внести какой-то свой момент.

Нет предела совершенству. Потому и вариантов крафтового пива неограниченное количество. Солист российской группы «Тараканы» Дима «Сид» Спирин варит пиво, а вся группа варит на базе Василеостровской пивоварни. Там же пиво варили и участники группы «Кирпичи».

Удмуртия в развитии крафтового тренда чуть опоздала. До нашей пивоварни никто в республике вообще не занимался крафтом. Город наш – не миллионник, туристов не так много, поэтому и потребитель слегка запаздывает. Но людей, желающих пробовать что-то новое, всё больше. Яркий  пример – крафтовый фестиваль, который мы провели. В этом году было 700–900 человек. Но мы видим тенденцию, что в следующем нам стоит ожидать до 2 тыс. любителей пенного напитка.

Сегодня есть ещё одна пивоварня, которая варит очень интересный крафт. Она находится на стадии лицензирования продукции. Но на фестивале её продукция получила хорошие отзывы и наибольшее количество положительных оценок, опередив известные бренды.

У ижевских сортов разные стили. Летом пьются более лёгкие сорта, насыщенные ароматикой. Зимой – тёмные, чтобы согреться. В течение всего года популярен наш сорт «Синий робот», хотя он довольно крепкий. Естественно, линейка стандартных сортов пьётся в гораздо больших объёмах. Но популярность крафтовых растёт. И они уже отправляются во многие города России.

Российское пивоварение ещё далеко от передовых достижений. В России пивоварен, которые работают на уровне мировых стандартов, всего две-три. Но мы идём хорошо, и уверен, через три-четыре года достигнем уровня зарубежных коллег. И Ижевску есть куда расти. Придумывать, применять новинки, то же выдерживание в бочках. Нас хорошо оценивают пивные эксперты российского уровня. Так что в нашем городе крафт есть, он будет, и будет ещё лучше.

Фото: yaplakal.com