Владислав Шулаев. Зачем регионам Гайдаровский форум

Третий год в стране действует схема ведущих экономических форумов со своей специализацией.

ПМЭФ в июне – главный международный форум России, Сочинский (он же – российский инвестиционный) в феврале – форум регионов,  Иннопром в Екатеринбурге в июле – форум новой индустриализации, ВЭФ во Владивостоке в сентябре – форум «восточного вектора» России, в конце октября – форум с говорящим названием «Открытые инновации» в Москве. И в середине января – главный экспертный – Гайдаровский – форум в Москве, в стенах его главного организатора – Президентской Академии (РАНХиГС).

 

Владислав ШУЛАЕВ

Доступ журналистов к участникам довольно демократичен – не сравнить, например, с разреженной коммуникационной средой ВЭФа, – поэтому медиа представлены в коридорах форума обширно. Ранние сроки форума приносят нешуточные трудности организаторам, но с каждым годом всё становится более отлажено.

В 2020 году преимуществом первым задать публичный импульс на год воспользовался президент Российской Федерации – 15 января, одновременно с началом Гайдаровского форума, в результате чего первый день форума Президентской академии стал ещё более академичным и экспертным. Зато второй день оказался сверхнасыщенным с точки зрения обмена впечатлениями и комментариями к содержанию Послания и к новостям правительства. В этот день 5 корпус РАНХиГС был, без сомнения, главным экспертным пространством Москвы и страны в целом.

В своё время Томский инновационный форум выделялся тем, что в нём не участвовали министры, и поэтому содержательные дискуссии велись не только в кулуарах, но и на сцене. Гайдаровский форум благодаря атмосфере Академии такую содержательность обеспечивает и при участии первых лиц. Даже просто чтение программы – весьма вдохновляющее занятие из-за остро сформулированных тем.

Преимуществом Гайдаровского форума является его монопольность в информационном пространстве второй декады января. После того, как было рекомендовано российскому активу не так активно посещать январский Давос, Гайдаровский форум заметно прирос спикерами от крупного отечественного бизнеса. Учитывая, что в последние годы Россия в своих проблемах и инициативах фактически сравнялась с мировым «фронтиром», Гайдаровский форум стал дополнительно привлекателен для зарубежных экспертов. Фактически на форуме идёт тестирование «годовой повестки», замеряется экспертная «температура» актуальных проблем, сводятся планы на год, проводятся первые встречи «на полях заседаний» после двух-трёхнедельных отпусков. Министерства на Гайдаровский форум выносят свои стратегии, в той или иной форме через сессии или через обсуждение в кулуарах они «прокатывают» новое видение, что хотят реализовать в этом или следующем году. Это прекрасная возможность получить информацию о стратегии по всем блокам правительства, и даже есть возможность на что-то повлиять. Кстати, первый «прогон» по Нацпроектам был сделан на прошлом Гайдаровском форуме, а уже затем их более чёткая концепция появилась в Сочи.

Губернаторы пока не так активно участвуют в Гайдаровском форуме, как в ПМЭФ или Сочинском, но в этом году даже короткое выступление на выбранной сессии и комментарии журналистам позволили достаточно активно продвинуть позиционирование и достижения своих регионов. Так было на сессии по взаимодействию государства и бизнеса при развитии цифровых технологий, на которой вместе с руководителями Газпромнефти, Яндекса и Ростелекома выступили глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев и губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Но надо чётко понимать: сделать темой участия в форуме общую презентацию возможностей  региона не получится. Гайдаровский форум полезен тем регионам, которые чётко определили свою специализацию и поддерживают её в течение года. Форум – пиковая история, чтобы заострить свою тему. Якутия и Новгород «цифру» продвигают в качестве основной специализации, поэтому  их приглашают.

Если Удмуртия определит своё главное направление, условно – новую индустриализацию, то с такой тематикой есть большой перечень дискуссий на сессиях. И тогда представители региона окажутся на одной трибуне с ведущими индустриальными компаниями, они окажутся в «клубе», будет медийная поддержка. А главное, что все шесть упомянутых выше форумов являются опорными событиями в течение года. Кто прошёл все, может быть уверен, что его позиционирование дошло до ВИП-аудитории.