Владислав Шулаев. За морями мы не чудо

Аналитическое агентство «Смыслография», входящее в Коммуникационную группу АГТ, и компания Dow Jones в очередном исследовании восприятия регионов России ведущими зарубежными англоязычными СМИ отвели Удмуртии скромное место на границе шестого и седьмого десятков.

Удмуртия совершила одно из самых больших падений в этом рейтинге, потеряв 42 позиции, откатившись с прошлогоднего 19 места на 61-е. 90% публикаций с упоминанием республики в зарубежных СМИ в 2016 году было посвящено деятельности «Роснефти» на территории региона. Остальные немногочисленные статьи освещали преимущественно работу АвтоВАЗа и новости о региональном рейтинге Fitch.

В начале десятых годов своим заметным присутствием в иностранных медиа Удмуртия во многом была обязана коллективу «Бурановские бабушки», Михаилу Тимофеевичу Калашникову и соответствующему оружейному концерну. Новые ньюсмейкеры Удмуртии – «Роснефть» и АвтоВАЗ – в 2016 году не выигрывали тендеров на республиканские месторождения, не выводили на рынок новые модели автомобилей, и поэтому Удмуртия в зарубежном деловом медиаполе была представлена намного скромнее, чем раньше.

Аналитики агентства «Смыслография» отмечают, что повестка, в рамках которой субъекты Федерации упоминаются в зарубежных СМИ, остаётся предельно стабильной: спорт, ТЭК и обновления долгосрочных кредитных рейтингов регионов.

Ведущим информационным поводом для появления российских регионов на страницах зарубежных источников традиционно является футбол. Причём в 2016 году заметно снизилась доля «футбольных» материалов о подготовке к Чемпионату мира 2018 года. Для целого ряда регионов (Пермский край, Самарская и Томская области, Мордовия) участие местных команд в российском футбольном первенстве обеспечило в 2016 году от 80 до 90% публикаций в ведущих англоязычных СМИ.

В Татарстане и Оренбуржье спортивная тематика несколько шире. Драйвером интереса медиа к республике по-прежнему выступал Чемпионат мира по водным видам спорта, прошедший летом 2015 года в Казани. Существенный вклад в рекордный информационный рывок Оренбургской области принесла успешная игра в еврокубках местной женской баскетбольной команды «Надежда», в которой играют и гражданки США.

Надёжным «коммуникационным мостом» между российским регионом и англоязычным деловым миром остаётся новостной поток, связанный с топливно-энергетическим комплексом. В фокусе ведущих зарубежных медиа в 2016 году оказались: деятельность компании «Татнефть», приватизация «Башнефти», проекты компании «Газпром» в Оренбургской области, включая совместный проект с вьетнамской компанией PetroVietnam, деятельность Томской распределительной компании и Красноярской ГЭС, котировки акций и рейтинги энергетических компаний, работающих в Московской области, работа нефтепровода «Ярославль-Кириши» и прочее. Но самым насыщенным нефтегазовыми новостями регионом, с точки зрения зарубежных СМИ, остаётся Сахалинская область.

Статусные мероприятия в 2016 году существенно повысили представленность Красноярского края (Красноярский экономический форум), но не стали решающими для продвижения Санкт-Петербурга (ПМЭФ, саммиты ЕвраАзЭс и ОДКБ) в зарубежных СМИ.

Заявления рейтинговых агентств по долгосрочным кредитным рейтингам регионов того или иного субъекта Федерации или его столицы продолжают оставаться гарантированным источником упоминаний в зарубежной деловой прессе. В 2016 году обновление рейтинга Fitch стало одним из ведущих инфоповодов.

Важно учитывать, что упоминаемость региона не всегда позитивна и нередко не соответствует задачам продвижения. Так, наиболее растиражированным в зарубежных СМИ упоминанием Новгородской области в 2016 году стала установка памятника Ивану Грозному в Орле, и Новгород в ней звучит как город, где в XVI веке более 10% населения было убито по приказу московского царя.

Информация о чрезвычайных происшествиях, прежде всего авиационных, также заметно представлена в публикациях зарубежных СМИ о российских регионах. Например, крушение самолета Ту-154 Минобороны в Чёрном море в медиа было связано с Краснодарским краем и подмосковным аэропортом Чкаловский. Интересно, что Челябинск в связи с его знаменитым метеоритом был упомянут во множестве сообщений 2016 года из-за активизации внимания международного научного сообщества к последствиям падения метеоритов.

По итогам исследования специалисты агентства «Смыслография» отмечают существенное увеличение интереса зарубежных медиа в 2016 году к российским промышленным и транспортным проектам. Так, в число главных инфоповодов Республики Татарстан вошла тема возможного участия Китая в строительстве высокоскоростной железной дороги между Казанью и Москвой, что обсуждалось в ходе визита Владимира Путина в КНР. Своим попаданием в ТОП-10 Челябинская область обязана новостям о работе промышленных предприятий региона, в первую очередь холдинга «Мечел», Уральской горно-металлургической компании и Челябинского металлургического комбината.

Считаю, что исследование отражает, прежде всего, степень присутствия российских регионов в ведущих деловых СМИ и, как следствие, известность у потенциальных зарубежных инвесторов. Обращу внимание, что один из лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата – Белгородская область – второй год подряд находится лишь в седьмом десятке рейтинга присутствия в зарубежных медиа, теряя часть своей инвестиционной привлекательности.

Впервые исследование было проведено организаторами осенью 2011 года. Методика была разработана специалистами агентства «Смыслография». В основе – количественная и качественная проработка упоминаний субъектов РФ, проанализированных с использованием материалов информационно-аналитической службы Factiva.com в ТОП-100 ключевых англоязычных медиа, включая The Wall Street Journal, Dow Jones Newswire, The Economist, The Guardian, Washington Post и др. Общий балл, присваиваемый каждой территории, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Москва из рейтинга исключена, поскольку ее сравнение с другими субъектами Федерации было признано методологически некорректным. Столица страны выступает в зарубежных медиа как символ и синоним России в целом, а не в качестве одного из множества регионов.

Читайте также: