Частные рейтинги сейчас выполняют не только аналитическую функцию, но и функцию продвижения территории, персон, объектов и компаний. В такой расплывчатой теме, как продвижение (в том числе продвижение бренда), лучше опираться на них, тем более что рейтинги эти вполне адекватны для своих сфер.

Образовательное продвижение

В 2017 году НИУ ВШЭ представил исследование «Индекс инновационной образовательной экосистемы регионов России», согласно которому Удмуртия вошла в топ-10 субъектов РФ с самой инновационной средой в среднем образовании. Вывод, впрочем, не раз озвучивавшийся, но не имевший до 2017 года официального статуса.

В подтверждение этого признания почти не изменились позиции республики в ежегодных федеральных рейтингах школ, а в декабре 2017 года в Ижевске состоялась уже IX международная конференция «Антропопрактики», посвящённая в том числе развитию образования.

Репутация высшего образования республики не может пока похвастаться позитивной динамикой. Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова продолжает сползание в рейтинге топ-100 вузов России (за год он переместился с 61 на 76 место). ИжГТУ сохраняет сравнительно высокую позицию в топ-500 университетов международного профессионального рейтинга GWC 2016/17 – 20-е в России и 482-е в мире, но ещё три года назад он был в этом рейтинге на восьмом месте среди российских вузов.

УдГУ в ведущих рейтингах отсутствует уже несколько лет, но в качестве утешительного приза он поднялся в международном рейтинге представленности университетов в Интернете Webometrics на 29 место среди российских вузов (ноябрь 2017).

Поправить имидж республиканского высшего образование могло бы создание опорного вуза, но пока этот вопрос по-прежнему в стадии обсуждения.

Общественное продвижение

Музыкальные проекты Удмуртии в уходящем году звучали не так громко, как раньше. Ни «Бурановские бабушки»/«Бабушки из Бураново», ни Пётр Ильич, ни даже Silent Woo Goore не были хэдлайнерами продвижения республики в 2017 году.

Зато снова локомотивами продвижения удмуртского стали «Гербер» (и в республике, и в Москве) и февральский Всемирный день Пельменя. Пельменьфест к тому же победил в Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» в спецноминации «Лучший региональный проект» и стал в хорошем смысле образцовым «кейсом».

Определённая ставка была сделана на популяризацию массового спорта. Но в 2017 году она пока заметно не сыграла. Зато к концу года были заметные трудности у ряда ведущих спортивных команд, представляющих города республики в самых посещаемых зрителями видах спорта. И это повлияло на общественное мнение гораздо больше, чем, например, проведение соревнований по плаванию в открытой воде.

В республике проводится много невидимой для общественности работы в плане повышения комфортности проживания. И порой только рейтингам удаётся показать её результативность.

Так, каждый год несколько городов республики представлены в российских топ-5 по отдельным направлениям экологического «фронта». В рейтинге экологического управления городов России-2016 Ижевск на общем 19 месте и на 1 месте по рейтингу обращения с бытовыми отходами. Глазов при этом – на пятых местах сразу в двух частных рейтингах – по работе с бытовыми отходами, а также по водопотреблению и качеству воды.

В рейтинге регионов по развитию информационного общества в РФ на 2017 год, подготовленном Минкомсвязью, Удмуртия поднялась за год с 37 на 27 место и была отдельно отмечена как регион, равномерно развивающий проекты в сфере информатизации по всем направлениям. Методика индекса включает оценку по 120 показателям и 17 подындексам, включая уровень развития специальных информсистем: ГИС «Контингент», ИС Управления транспортом, ЕГАИС, ГИС ГМП, Система-112, ГИС «Энергоэффективность».

Но видимые проблемы среды проживания влияют на общее впечатление гораздо больше. И хотя рейтинг 110 городов «Убитые дороги» от ОНФ в 2017 году зафиксировал улучшение позиций Ижевска на десять мест, подняв его на 74 место, это как раз тот случай, когда никакие сравнения не могут утешить.

Туристическое продвижение

В 2017 году у республиканской туристической индустрии не было знаковых достижений. Park Inn выпал из отельного рейтинга TripAdvisorTravellers’ Choice.

Зоопарк в новые рейтинги и в российское медиаполе не проникает. В Национальном туристическом рейтинге 2017 года, опубликованном в начале декабря, Удмуртия неспешно поднялась с 58 на 54 место.

С другой стороны, в республике точно есть рост отдельных туристических направлений и инфраструктуры. Заметно растёт проект Тол Бабая под Шарканом. Стремительно выросло число заходов туристических теплоходов в частично преображённый Сарапул. Набирает обороты уникальный, не побоюсь этого слова, комплекс «Бобровый лог». Открытие Ижевских терм фактически ещё на один шаг приблизило создание «Внутренней Финляндии» – круглогодичной «термальной инфраструктуры» в Воткинске и Ижевске в приложении к этнографическому туризму и активным зимним развлечениям.

Презентация специального календаря, несмотря на медийную «накачку», можно предположить, не сильно повлияла на туристический бренд Удмуртии. Достаточно сказать, что в календаре ничем не отмечены lни рождения Чайковского и Калашникова, и общее туристическое позиционирование республики из обилия событий само по себе не появилось. Но важно было и другое – физически привезти экспертов на территорию. Как правило, хорошо «встреченные» отраслевые эксперты в большинстве своём становятся амбассадорами территории или, как минимум, более позитивно оценивают регион в своих экспертных опросах и рейтингах.

Был в 2017 году ещё серьёзный заход на развитие спортивного туризма. Но результативность этого направления невозможно оценить в этом же году. Лучше года через полтора-два.

Инвестиционное и инновационное продвижение

Ижевск по-прежнему в рейтинге топ-500 инновационных городов мира (454 место) и 19-й в этом рейтинге среди 20 городов России. С каждым годом столица Удмуртия теряет по нескольку позиций, но пока остаётся в престижном списке – и с этим можно работать.

В публичный топ-20 российских регионов по инвестиционному климату 2017 года Удмуртия не попала. В свежем рейтинге инвестиционного потенциала РА «Эксперт» республика находится стабильно в середине – на 41 месте среди субъектов России. В Рейтинге инвестиционного риска Удмуртия немного улучшила своё положение, поднявшись за год на 11 позиций – на 51 место.

Одним из маркеров зарубежного инвестиционного продвижения служит рейтинг присутствия российских регионов в ведущих англоязычных СМИ. По итогам 2016 года в рейтинге агентства «Смыслографии» и Dow Jones Удмуртия на 60 месте.

Как говорится, разнонаправленными были вести про аэропорт Ижевск. С точки зрения инвестиционной привлекательности главная отрицательная новость 2017 года про воздушные ворота Удмуртии в том, что они не будут обладать международным статусом. Зато увеличилось число перевозчиков, что тут же позитивно сказалось на ценах авиаперелета в Ижевск и обратно.

Какая-то настоящая информационная катастрофа в уходящем году случилась с оружейной отраслью республики, которая десятилетиями была локомотивом индустриального позиционирования региона.

В 2017 году Удмуртия практически пропустила все свои оружейные даты: 210 лет ижевскому оружию (10 июня), 70 лет автомату Калашникова, День оружейника (19 сентября), День рождения М. Т. Калашникова (10 ноября).

При этом единственный республиканский бренд, вошедший в топ-100 брендов страны по рейтингу 2017 года, – «Ижевск – оружейная столица».

Нужно отметить, что памятник Калашникову в Москве в День оружейника открыли всё-таки громко, но с Ижевском, Удмуртией и концерном «Калашников» это почти не связывалось.

Да, ещё из области оружейного бренда нужно отметить исчезновение из информационного поля ижевских боевых роботов производства различных предприятий, что в прежние годы вызывало повышенный интерес к заводам республики в целом.

В начале декабря 2017 года RAEX (Эксперт РА) присвоил рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республике на уровне ruBB+. Это самый низкий рейтинг из регионов ПФО, уже имеющих рейтинг этого агентства – Башкирии, Чувашии, Пензенской и Ульяновской областей. И одной из причин такой оценки эксперты агентства назвали низкую инвестиционную привлекательность республики.

 

В ходе подготовки этого обзора пришлось сильно вспоминать про презентацию Карты инвестиционных возможностей Удмуртии, хотя вроде следил за этим событием внимательно. 100 компаний-чемпионов, если не ошибаюсь…

Потребительское (экспортное) продвижение

На самом деле есть другие рейтинги, которые точно указывают на отраслевых чемпионов из Удмуртии. И здесь целый набор хороших новостей-2017.

В рейтинге «Эксперт 600» по объёму реализации продукции Удмуртия представлена лишь двумя компаниями, но зато как представлена!

«КОМОС ГРУПП» продолжает уверенное восхождение в этом рейтинге, поднявшись на 271 место в России (по итогам 2014 года – 360-е). Более того, удмуртский холдинг вышел на 5 (!) место в стране по объёму реализации продукции среди предприятий АПК (по итогам 2015 года – лишь 8 место).

С 340 места начал новое восхождение в рейтинге «Эксперт 600» Ижевский электромеханический завод «Купол». В 2000 году ИЭМЗ добрался аж до 39 (!) места этого рейтинга, но потом политико-экономическая турбулентность в Удмуртии и стране отбросила республиканский флагман далеко за пределы топ-предприятий страны. Но всё изменилось – по итогам 2016 года РА «Эксперт» признало завод из ижевского района Колтома номером один в России в рейтинге наиболее динамичных компаний по объёму реализации.

В альтернативном российском рейтинге РБК-500 (крупнейшие по выручке) Удмуртию представляют ещё две компании – «Удмуртнефть» (130 место) и концерн «Калашников» (495 место). Впрочем, «КОМОС ГРУПП» присутствует и в рейтинге РБК – 258 место. Если же добавить его  оглушительный выход в 2017 году на рынок «молочки» Казани с «разрывом шаблонов» у публики Татарстана, а также республиканское третье место в стране по производству молока, то именно молочную отрасль и сельское хозяйство в целом следует признать главной имиджеобразующей отраслью Удмуртии в 2017 году. Не креативная, конечно, экономика, а что делать?

И, кстати, для закрепления позитивного эффекта остро необходим хороший продуктовый фестиваль, как это делают в Алтайском крае, где у каждого лидерского продукта есть своё массовое мероприятие межрегионального масштаба – фестивали хлеба, сыра, мёда, напитков.

Управленческое продвижение

В современной России главный информационный драйвер региона – по-прежнему первое лицо. Рейтинги присутствия в СМИ достаточно адекватно отражают активность главы субъекта Федерации. А так как официальный рейтинг эффективности губернаторов начнёт свой отсчёт только со следующего года, в 2017-м можно уверенно воспользоваться МедиаИндексом от компании Медиалогия, пожалуй, лучшим и самым распространённым сегодня измерителем в своей сфере.

Итак, в общих ежемесячных медиарейтингах губернаторов глава Удмуртии в течение года занимал места между 8 и 37-м. В ежемесячных медиарейтингах губернаторов по тематике ЖКХ первое лицо республики занимал места между 2 и 22-м. Это очень высокий результат, особенно если сравнивать с предшественниками. Но отражает он прежде всего всё-таки «активность».

К более серьёзным рейтингам, отражающим управленческий вес власти, можно отнести рейтинг регионов по развитию частно-государственного партнёрства. В рейтинге 2016/17 Удмуртия осталась в числе федеральных лидеров – на 13 месте. Но посмотрим, как отразится на этом рейтинге по итогам 2017 года сюжет с переносами сдачи знаменитого перехода через Каму и Буй. То, что мост всё-таки запущен в эксплуатацию, – это безусловный плюс для А. В. Бречалова, потому что попробуйте представить, что мост не был бы сдан к президентским выборам.

Визит президента России, кстати, тоже можно отнести к аппаратным успехам главы Удмуртии, хотя открытие моста и не совпало с визитом первого лица страны.

Недавнее официальное назначение Ижевска «Столицей дизайна России 2018 года» – небольшой, но шаг в приращении именно управленческой репутации Удмуртии. Однако теперь нужно потратить немалое количество усилий, чтобы по итогам следующего года из-за этой столичности не потерять репутацию в общественном мнении республики и у дизайнерского сообщества страны.

Две личных инициативы Александра Владимировича были достаточно медийными, но их теперь обязательно нужно будет выполнять. Иначе это принесёт репутационные издержки с точки зрения умения власти держать обещания. Это, во-первых, конечно, переплыть Каму (со всеми мерами безопасности). А во-вторых, решить вопрос с сокращением времени движения по железнодорожному маршруту Москва-Ижевск-Москва.

Даже сокращение на один час, на который фирменный поезд «Татарстан Премиум» обгоняет в пути из Москвы до Казани «Италмас», может быть «зачтён» как большой лоббистский результат.