Владислав Мусатов. Человек или кошелёк?

Кадровые вопросы всегда в топе проблем любой компании. Как нанимать, обучать и мотивировать персонал, волнует всех. Но если выстроить правильную стратегию обращения с финансами, знать и понимать законы денег, с сотрудниками будет гораздо меньше проблем. 

Каждый человек, занимающийся бизнесом, должен понимать законы денег и знать правильную технологию обращения с ними. Деньги всегда лежат в основе успеха. Можно планировать, думать о перспективах, штудировать литературу, но если под этим нет прочных финансовых рельсов, любое дело однозначно обречено на провал. Отсюда ключевой вывод: правильное распоряжение деньгами, с моей точки зрения, – это базовое условие, основа основ для выживания. Нашу сегодняшнюю жизнь можно сравнить с эскалатором, который идёт вниз, а мы бежим наверх. Причём мы должны бежать быстрее, чем он едет. Чтобы бежать, надо понимать, куда и как. Если этих знаний нет, кто-то будет бежать быстрее тебя. По старинке, как раньше, работать не получится.

Приведу простой пример. В своё время компания «Кодак» была номером один в сфере фотографии. И она до последнего не соглашалась с тем, что будущее – за цифровыми технологиями. Но в итоге так всё и произошло. А компания на каком-то этапе не смогла своевременно «переобуться». И, как следствие, ей пришлось уйти с рынка. И главный промах здесь – не в технических знаниях, а в функциях, структуре организующей схемы. А вывод из этого один: если мы понимаем, какие функции нужны, и выполняем их, это является своего рода гарантией, что бизнес продолжит существовать вне зависимости от того, какой технический прогресс будет через год, два, три, пять лет.

А современный мир действительно меняется очень быстро. Если раньше компания десятилетиями выходила на миллиардный уровень продажи акций, то сейчас два-три года – и бизнес набирает такие обороты!.. При этом у него нет никаких активов, всё происходит только за счёт большого кэша и при помощи интернет-среды – компьютерных решений, платформ и т. д. В связи с этим нас ждут не очень радужные времена. Думаю, всего лет пять осталось до того момента, как большие компании начнут вытеснять с рынка более мелкие фирмы, а востребованность людей с техническим складом ума будет всё более актуальной. Уже сегодня крупные компании содержат огромные IT-отделы. Это объясняет тот факт, что они стараются посредством автоматизации убрать людей с «конвейера». Но в любом случае команду компьютеру подаёт человек, и человеческий фактор никогда не исключить. Искусственный интеллект и тому подобное – это утопия.

На каждом предприятии, в любой стране есть представители определённых национальностей, которые способны на черновую работу, например, мексиканцы в Америке. И есть средний класс, который не готов на неё, но в то же время не имеет образования, чтобы быть в элите технического авангарда. Поэтому достаточно много людей в перспективе может остаться не у дел. Можно быть блестящим риэлтором, стоматологом, продавцом, но этого недостаточно, чтобы гарантировать выживание. Поэтому будущее – за качественным образованием, за квалифицированным техническим персоналом. Этот вопрос всё острее выходит на повестку дня.

Думаю, что персонал был, есть и будет ключевой проблемой в сфере бизнеса. Подбор кадров актуален и для нашей компании. Меня совершенно не интересует количество высших образований у соискателей. Ни школа, ни институт не дают никаких практических навыков, поэтому при приёме персонала на работу я не смотрю на «корочки». В первую очередь я спрашиваю, что человек производил на прежнем месте работы. И он должен назвать продукт. Если не отвечает, значит, он ходил просто на работу с 9:00 до 17:00. У него нет понятия того, что зарплату дают за конкретный продукт. Если у человека нет достижений, вероятность того, что он у вас начнёт что-то создавать, минимальна.

Наём – одна из важнейших функций руководителя. Думаю, что подбор линейного персонала можно доверить специалисту по человеческим ресурсам, или HR-специалисту, как сегодня его называют. А что касается топ-менеджмента, таких людей должен подбирать руководитель. Известный всем пример – про Стива Джобса, который лично провёл 5000 собеседований. Это говорит о многом. С кем в команде будешь выстраивать бизнес – это если вы сами не очень хорошо организованы, но в составе вашей команды есть продуктивные, способные люди, они «вырулят».

На мой взгляд, самая главная ошибка в кадровой политике – пустить лису в курятник. Это сравнение мне кажется очень наглядным. Принять деструктивного человека в коллектив – это фатальная ошибка. Он разрушит его изнутри, не успеешь даже глазом моргнуть. Есть определённые критерии, которые позволяют выявить таких антисоциальных людей на ранних стадиях. Как правило, они ничего не производят, только разрушают. Приёма их на работу можно избежать, если вести с ними речь о продукте. И, что самое важное, после собеседования надо всегда наводить справки у прежних работодателей. Задайте им простой вопрос: взяли ли бы вы снова этого человека на работу? И если будет мгновенный искренний ответ «да, конечно», это очень хороший показатель. К сожалению, руководители зачастую игнорируют такую практику в силу разных причин – некогда, кандидат очень понравился и т. д. И напрасно: внешние факторы могут быть впечатляющими, но очень обманчивыми.

Всё ли на предприятии решают деньги? Как ни крути, финансовый рычаг сегодня – самый очевидный и понятный. Но если сказать, что деньги решают всё, это будет неправда. Конечно, стабильность является главным для большинства соискателей. Но стабильность – это оклад, а оклад – это опасная вещь как для работника, так и для предприятия. И такая схема далеко не перспективна. Технология финансового планирования, законы денег позволяют верно формировать мотивационную часть, организовывать бизнес-процессы так, чтобы за доход отвечали не единицы, а вся компания. Если мы правильно распоряжаемся деньгами, то, как следствие, в нашей команде остаются только те люди, которые эти законы принимают.

Один из законов, который шокирует многих, – организация или группа людей всегда будет стараться потратить больше, чем производится. Это значит, что какая бы прибыль ни была получена, компания будет стараться потратить больше. Чтобы работать экономически эффективно, есть целый спектр правильных действий, которые надо знать и уметь применять. Все законы о деньгах – а их всего 19 – описаны в моей книге «Золотая лихорадка».

Читайте также: