В рамках развития системы торговых представительств России за рубежом стоит цель создать эффективный инструмент для компаний в продвижении на международных рынках. Можно ли сегодня назвать торгпредства «правой рукой» бизнеса в освоении иностранных рынков, своим мнением делится директор Департамента регулирования внешней торговли и развития системы торгпредств Минпромторга России Владислав Бармичев.

Эффективная работа

Одна из приоритетных задач для нас – развивать эффективную коммуникацию бизнеса и торговых представительств. Получать поддержку торговых представительств должно быть просто и оперативно. Мы уже видим результаты: торгпредства стали более открытыми, и предпринимателям проще установить с ними контакт. Это повышает эффективность совместной работы по выходу на внешние рынки. Для нас важны и неудачные примеры – мы их изучаем, разбираемся в причинах и учитываем в дальнейшей работе по развитию института.

Мы находимся в диалоге со своей целевой аудиторией, стараемся использовать любые возможности для взаимодействия, налаживать обратную связь. Например, торговые представители при проведении бизнес-миссий обязательно проводят опрос предпринимателей об эффективности такой работы и предоставляют нам результаты. Это интересный инструмент, источник идей и предложений.

Мы понимаем, что 55 торгпредств – это 55 руководителей, опытных управленцев, экспертов в различных сферах. И это сотрудники с разными компетенциями. Не спешим говорить о достижении конечных целей, ведь цель – это постоянство эффективности, дальнейшее развитие института торгпредств.

Регионы, бизнес-сообщества и предприниматели могут устанавливать связь с торговыми представительствами напрямую. Мы стремимся познакомить торгпредов и сотрудников с максимальным количеством предпринимателей.

С 2018 года проводятся централизованные стажировки, так называемые недели торговых представителей. Торгпреды посещают регионы, встречаются с представителями предприятий, региональной властью, обсуждают вопросы экспорта. В этом году торговые представители посетили 13 регионов, установлено более 3,5 тыс. прямых контактов с представителями различных предприятий. 

Рычаги есть – о них мало знают

Зачастую встречаемся с отсутствием информированности как регионов, так и предпринимателей о возможностях института торгпредств и даже об их наличии в целом.

Мы рассказываем о возможностях торговых представительств нашим коллегам в регионах, региональным представителям «Российского экспортного центра», бизнес-сообществам в нашем телеграм-канале, СМИ и при выступлениях на различных мероприятиях. Сайты торговых представительств также являются хорошим инструментом продвижения информации об институте торгпредств.

Сайты торговых представительств сегодня позволяют оперативно взаимодействовать с торгпредствами. Предприниматели могут оставить заявку на поддержку экспортного проекта, сообщить о барьерах (дискриминационных мерах), с которыми сталкиваются, оценить взаимодействие с торговым представительством. Кроме того, в онлайн-режиме можно ознакомиться с реестрами выставочных мероприятий и планируемых тендеров в стране пребывания, они вручную формируются торгпредствами на основе главного принципа – обеспечения интересов российского бизнеса.

Созданы сервисы, которые способствуют более оперативному взаимодействию предпринимателей с торгпредствами. К примеру, единый информационный телеграм-канал для экспортёров, где автоматически аккумулируется событийный и аналитический контент торгпредств. Отмечу рубрику «Вопрос торгпреду» в соцсетях Минпромторга России, в её рамках торгпред рассказывает об условиях ведения бизнеса в стране пребывания, отвечает на вопросы.

Надо отметить и онлайн бизнес-миссии, они дают возможность, не выходя из офиса, презентовать продукцию потенциальным партнёрам. А также стажировки в торгпредствах представителей регионов, в 2021 году они были организованы для Ростовской, Саратовской, Волгоградской областей в Австрии, Турции, Белоруссии, Иране.

Регионы и бизнес активно используют формат «Час с торгпредом» – онлайн-встречи предпринимателей с торговыми представителями по вопросам выхода на зарубежные рынки. Сейчас это один из востребованных сервисов, в месяц проводится не менее 30 таких мероприятий, то есть почти каждый день. Активно механизмом пользуются в Башкортостане, Татарстане, Кировской области.

Успеха добиваются проактивные

Торговые представительства – это, прежде всего, нефинансовая поддержка, но в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» есть и «материальные» меры поддержки экспортёра на всех этапах – от инвестиционной фазы до продвижения продукции за рубежом. Среди них – льготное кредитование корпоративных программ повышения конкурентоспособности, субсидии на снижение затрат на транспортировку продукции, компенсацию затрат на сертификацию продукции на внешних рынках, льготное кредитование производства высокотехнологичной продукции, кроме того, льготное кредитование в рамках проектов, имеющих общегосударственное значение.

Планируется внедрить и такие меры, как компенсация затрат на НИОКР, послепродажное обслуживание.

В привязке к торговым представительствам отмечу, что с 2019 года нами реализуется совместно с АО «РЭЦ», Минэкономразвития России концепция развития Единой системы поддержки экспорта, которая предполагает создание на базе торгпредств групп поддержки экспорта. Сейчас они сформированы на базе 16 торговых представительств, в перспективе должны охватить весь загранаппарат.

Прежде чем планировать внешнеторговую деятельность, надо точно определиться с потенциальными рынками – не стараться охватить сразу много стран. Везде есть конкуренция, и требуется настойчивость при выходе на новый рынок, встраивании в новую конкурентную среду и деловую культуру. Одна из главных задач торгпредства – помочь в изучении страны, её деловых обычаев, особенностей ведения бизнеса, сократить время на это. Плюс торгпредства на основе информации о деловой репутации потенциальных контрагентов помогают выйти на контакт с перспективными партнёрами. Рекомендуем пользоваться сервисом «Поиск рынка сбыта», запущенным АО «РЭЦ» в рамках проекта «Одно окно», он позволяет оценить спрос на товарную номенклатуру по разным странам.

Как правило, хороших результатов добиваются проактивные компании, у которых есть конкурентоспособный продукт, понимание рынка, желание заниматься и развивать экспортное направление.