Уральское трио Blues Doctors умеет влюбить любую публику в хороший блюз с первого такта. Сегодня эти трое уральцев – лидер-гитарист и вокалист Владимир Демьянов, басист Владимир «Боб» Апаницын и ударник Максим Плетнев – легко собирают аншлаги по всей России, а ещё вчера в первый большой гастрольный тур по стране их вывели буквально из… екатеринбургской пивной.

Умение держать грув

Недавний эксклюзивный разговор с Владимиром Демьяновым мы начали со «старостей» – с прошлогоднего масштабного гастрольного тура уральцев по России с пианистом Даниилом Крамером и итальянским гитаристом Роберто Морбиоли.

Тогда показалось, что два фронтмена не давали трио из Екатеринбурга особых возможностей для сольных высказываний.

– Или ритм-секция из-за природной на незнакомых людях уральской скромности не наглела и сама не вылезала вперед?

– Не-е-е-т! – протянул Владимир Демьянов. – Когда мы играем в ансамбле, то каждому музыканту отводится своя роль. В том российском туре «первыми звездами» были Крамер и Морбиоли, и нам нужно было стать сайдменами, оказывая фронтменам музыкальную, ритмическую поддержку. Это тоже очень важно! Кода солисты «заходятся в чечётке», ты должен чётко «держать грув» (take groove), ритмическую основу и не «выезжать», не «выпячиваться»  вперёд. Не зря же иногда музыканты в шутку говорят, что лучше научиться классно аккомпанировать и играть ритмы, а соло способен исполнить «каждый дурак». Но к Даниилу и Роберто эти слова о солистах не относятся. Они истинные мастера!

«Мы больше не сдувам с пива пену!»

– Маэстро Крамер «нашёл» нас, по сути, в пивном баре, – соглашается с историей-байкой Владимир Демьянов. – Увидев нас однажды играющими в екатеринбургской пивной, он пригласил наше трио на филармоническую сцену. Вообще, Крамер – это «железный человек», который вменяет своим партнёрам-музыкантам «Правило двух Т» – трезвость и точность. Играя с ним на одной площадке, в его проектах, ты должен всегда быть в форме и никогда не опаздывать. Поэтому, как поётся в одном «старом добром» блюзе, «Мы больше не сдуваем с пива пену, в здоровье ощущаем больше перемен!»

Можно сказать, что времена Пола Гонсалвеса – мастерского тенор-саксофониста из оркестра Дюка Эллингтона, которому прощались его выступления подшофе, – давно покинули джазовую и блюзовую сцены.

– Современный музыкант – это человек, который должен постоянно учиться, следить за тем, что происходит в музыкальном мире, и никто из нас в ижевских отелях телевизоры в окно больше не выкидывает! – громоподобно расхохотался Володя.

– А что, кто-то действительно кидался? – логично возникал уточняющий вопрос.

– Не-не, я только пошутил, – Демьянов категорически отказывался от конкретики случая и «спрятался» за старую рок-легенду. – Помните, наверное, когда рокеры умудрялись заезжать на лимузинах в гостиничные бассейны, выкидывали телевизоры в окна или приклеивали мебель к  потолку. Хотя мне не совсем ясно, почему все эти байки грешат на рокеров? Поверьте, что самые циничные из музыкантов играют именно классику!

Байк как жизненный цикл

К слову о байках. Но не словесных, а железных. Ежегодный июльский интернациональный Blues-Bike Festival Suzdal вкусно и умело комбинирует блюз и мотоциклы.

– Это отличный красивый фест с дружелюбной атмосферой, и когда ты оказываешься там впервые, создаётся впечатление, что ты попал на съёмочную площадку фильма о байкерах, – восхищённо произносит лидер Blues Doctors. – Рекомендуем всем, кто живёт и дышит мотоциклами, кто любит поурчать мощным мотором и жаждет приключений, побывать на этом фестивале. Между прочим, наступающим летом мы снова готовимся выступить в Суздале.

Хиты «Чайфа» с отпавшей челюстью

Если попросить «среднестатистического» россиянина составить собственный «Свердловско-екатеринбургский ряд», по частоте упоминаний в топе наверняка окажутся ассоциации с «Уралмашем» во всех его промышленных и социальных проявлениях, «Уральские пельмени», писатель Алексей Иванов, хоккейный «Автомобилист» и футбольный «Урал». Кое-кто добавит к нему волейбольного Николая Карполя с его «Уралочкой», Свердловский рок-клуб, может быть, Бориса Ельцина.

Теперь в эту линейку можно смело включать трио Blues Doctors.

– А мой ряд я начну с друзей, семья и музыки, – Владимир Демьянов дал волю воображению. – Я люблю людей, которые живут в нашем городе, всегда рад и счастлив, когда возвращаюсь домой. Екатеринбург заметно растёт и становится вполне столичным городом. У нас есть множество классных мест, которые гостям нужно уметь находить!

Как сам Володя недавно нашёл московский Crocus City Hall. Минувшей зимой «Чайф» играл в столице традиционный акустический концерт, и Владимир Шахрин пригласил помочь подыграть тёзку Демьянова. В концерте «Зимняя акустика» «чайфы», как всегда, не только исполняли признанные хиты, но и «выгуливали» новые песни.

– Начинаем мы играть. Смотрю в передние ряды затемнённого зала, чтобы прикинуть, сколько народу собралось. Посмотрел и восхитился: «Класс, мне нравится! Всё круто!» Играем мы один из хитов «Чайфа», вся группа вступает, в зале постепенно зажигается свет, и у меня «падает челюсть» – в зале «открывается» переполненный амфитеатр и такой же забитый балкон, уходящий высоко под потолок. Этим-то – «чайфам» – такие аншлаги давно привычны, они их видели много раз, а я увидел впервые и по-настоящему обмер!

Гэри Мур с музыкой  «как из пушки»

В 2010 году Blues Doctors сыграли вместе с мировой блюзовой величиной –ирландским гитаристом Гэри Муром.

– Это безусловный герой блюза, который делал музыку «как из пушки» и играл энергичные концерты… Жаль, что он сгорел очень быстро, – не деланно вздохнул Владимир Демьянов и назвал Гэри Мура своим музыкальным отцом. – Мы горды, что нам посчастливилось сыграть с ним на одной сцене. Это было круто! С той поры минул почти десяток лет. Нынче мне уже 39 лет стукнуло. Но я чувствую себя на все 25, и мне по-прежнему всё интересно. Но это не тот интерес ко «всему, что горит». Нет. Просто я понял, что мне важно в жизни, и это мне реально очень интересно. Не распаляясь и не распыляясь.

Что Doctors прописал?

Говоря о том, чем нынче живёт-дышит блюз в России, Владимир Демьянов охотно перечисляет все лучшие блюзовые силы страны:

– Это Леван Ломидзе с его Blues Cousins, Сергей Воронов, Гия Дзагнидзе и его Modern Blues band, группа Backstage с потрясающим гитаристом Юрием Новгородским, записавшие свежий альбом с актуальным названием «Музыка для роста волос». Кроме того, назову группу Fabulous human being Михаила Кистанова с их гаражным роком и Jumping cats of Saint-Petersburg. Помимо россиян, сегодня в Москве можно услышать всех мировых звёзд блюза. В нашем родном и любимом Екатеринбурге тоже круто с блюзом, и мы знаем, почему это происходит.

– И почему?

– Да потому что блюз – это музыка для жизни, позволяющая на время оторваться от проблем. То же самое характерно для любой хорошей, талантливо сделанной музыки – классики, джаза, рока и фольклора. Это происходит от того, что хорошая музыка напитывает человека положительной жизненной энергией и свободой, позволяет найти правильное решение либо оградить от ошибочного. Каждый человек желает любить и быть любимым. И музыка как раз не просто даёт человеку любовь, но и самым простым языком учит его любить ближнего.

– Значит, по-вашему, блюзовый человек – это тот, кто дарит любовь и которого любят, и это отношение Doctors «прописывает» слушателям в своих «рецептах»?

– Верно! В одном из блюзовых стандартов поётся: «Я люблю жизнь, которой живу, и живу жизнью, которую люблю». Вот, собственно, девиз всех блюзменов. Очень заблуждается тот, что полагает, что блюз – это музыка грусти. Блюз как раз помогает пережить широкую палитру эмоций, избавляться от грусти, прогонять от себя «демонов печали» и уныние.

– Вам как раз удаётся делать это на контрастах – от жёсткого «металлического»  грува до медленных темпов в лирических блюзовых балладах.

– О чём и речь – в хорошей музыке всё по-настоящему, как в задушевном интересном разговоре. Монотонный монолог слушать тяжко, и чтобы тебе внимали с интересом, необходимо делать паузы, менять интонации и уметь слушать собеседника.