С Виктором Хорошавцевым, генеральным директором группы предприятий АСПЭК, «Деловая Репутация» по традиции встречается раз в год, подводя итоги и сверяя часы. Не стали нарушать традиции и в феврале-2020.

Виктор ХОРОШАВЦЕВ

– Не хочу оценивать год по стандартным для многих критериям: экономический кризис, трудности, неопределённость… На мой взгляд, итоги года надо оценивать по ощущениям, по тому, насколько интересна и продуктивна была жизнь, какие положительные и, что немаловажно, отрицательные эмоции принесла.

Прошлый год был замечательным! Мы двигались вперёд. Это главное. Самое страшное для человека – остановиться. Жизнь, как знаменитый Дакар: в песках нельзя останавливаться ни на минуту, иначе потом с места не сдвинешься без посторонней помощи.

В этом году исполняется 32 года, как я в бизнесе, такой ископаемый бизнес-динозавр в Удмуртии… Результаты деятельности АСПЭКа в 2019 году для меня больше важны в плане формирования команд нового типа. У нас прошла большая ротация, а это всегда болезненный процесс. Найти и создать эффективную конфигурацию управленческой структуры, нужных людей, расставить их именно по тем направлениям, где они смогут проявить свои управленческие таланты.

Наибольшей трансформации подвергся строительный бизнес АСПЭКа. Во-первых, и сам строительный комплекс страны перешёл к работе в новых условиях: введение эскроу-счетов, изменение подходов к участию в госзакупках, ситуация с долевым жилищным строительством… В 2019 году мы впервые выиграли тендер и начали работать в рамках госзаказа на проекте реконструкции Национальной библиотеки им. Ленина.

Хорошую динамику показал наш пятилетний стартап – агронаправление, производство органической продукции, в первую очередь сыра. Для АСПЭКа это крайне непростой проект, новая ниша, но считаем её одной из самых перспективных. Здесь также завершается процесс формирования команды, кандидатуру на пост генерального директора мы искали больше двух лет. Мы закончили все общестроительные работы, сейчас идёт монтаж технологического оборудования в цехе переработки молока. Очень рассчитываем в этом году получить первый органический сыр. Агронаправление позволяет нам максимально проявить миссию и новую концепцию бизнеса АСПЭКа – вместе мы сделаем мир лучше, экологичность и качество. Человек должен думать не только о разделе мусора, а прежде всего о том, что он ест. И если все люди разные, почему мы должны есть одинаковый сыр? Мы предложим альтернативу. Мне говорят, что рынка органического сыра в России нет. Это ерунда. Подрастает молодое поколение, у которого совершенно иные подходы к питанию, они очень серьёзно разбираются в структуре продуктов и способах их производства. Да, российский рынок органической продукции – не самый большой, к сожалению. Себестоимость продукции на каждом этапе значительно выше, чем при индустриальном производстве. Но если в США разница в стоимости обычной продукции и органической составляет от трёх до пяти раз, то у нас будет всего 20–30%.

Это однозначно бизнес будущего. Одна из ниш в мире, где можно с нуля «вырастить» предприятие мирового уровня и лет через десять войти в пятёрку производителей органической продукции. Именно производителей, а не продавцов! Через три года мы выйдем на проектную мощность 25–50 т молока в сутки, через 10 лет – 100 т молока в сутки и 12 т сыра. Для крупных переработчиков, конечно, это смешные цифры. Но для нас они очень серьёзные – мы будем, как минимум, одним из крупных производителей в Европе.

Другие направления в портфеле АСПЭКа также остаются, есть и хороший стартап – поиск полезных ископаемых во Владивостоке. Однако нашими флагманами являются, конечно, строительство и агро. Необъятного не объять. Поэтому я пришёл к необходимости сосредоточиться на тех видах бизнеса, которые можно развивать в масштабах России и мира. Локальные бизнесы мне уже не так интересны. Времени мало, нужно расставить приоритеты. Я уже не могу и, честно говоря, не хочу 18 часов в сутки отдавать бизнесу. Есть семья, дети, любимое хобби, которое тоже требует времени.

– Вернувшись к оперативному управлению компанией, довольны ли вы своей ролью?

– Сейчас мы работаем над созданием новой модели управляющей компании как акционерного офиса. Во главе с исполнительным директором, которому я смогу передать весь операционный контроль, оставив себе стратегию и финансовые вопросы. Кто побеждает в спорте, в спринте? У кого быстрей стартовая реакция. Так и в бизнесе. Наша задача сделать его молниеносным, быстро реагирующим на все изменения – рынка, спроса, конъюнктуры, ценообразования, абсолютно на все. Не допускать «воспалительных процессов», когда те проблемные вопросы, на которые мы своевременно по разным причинам не отреагировали, начинают тормозить бизнес, понижать его эффективность.

Нездоровые амбиции и гордыня – самое плохое, что может быть в бизнесе. Мания величия, корона, «коронавирус»… Слава богу, в последнее время мне уже не задают вопросы про большую политику. Я по-прежнему не участвую в избирательных кампаниях, эта страница истории для меня закрыта.

– Вы каждый год говорите, что для АСПЭКа наступает решающий год. Какие основные задачи-2020 можете назвать?

– В приоритете – запуск молочной фермы, начало производства сыра. Мы закупаем 1000 голов коз и 1200 голов КРС в Финляндии, айрширы – одна из лучших пород по качеству молока, белку, лактозе.

Очень надеемся, что включение в федеральную программу строительства дороги с твёрдым покрытием Киясово-Лутоха улучшит логистику нашего проекта. А в перспективе откроет возможности для агротуризма. Наши строители в этом году планируют выйти на рынок жилищного строительства, как минимум, двух российских регионов.

– А ваши личные цели на этот год? По традиции, заняться английским?..

– Знаете, как устроен наш мозг? Работать так, чтобы потратить как можно меньше энергии. И лень – тоже функция мозга. Видимо, знание английского мне действительно пока не нужно. Мои дети и жена прекрасно говорят на английском.

Хочу серьёзно вернуться к своему хобби. В прошлом году не получилось проехать Дакар, надо готовиться к следующему. В бизнесе на первое место ставлю задачу делегирования полномочий, уход от ручного управления. Модель управления давно создана в моей голове. Хочется посмотреть, как она будет работать на практике. Планирую ездить на выставки, поработать сыроваром здесь, в Лутохе, или в Италии. Кстати, мало кто задаёт вопрос, почему мы пригласили технолога-итальянца. А ведь это не случайно. В Италии кухня – это настоящее искусство с семейными традициями. И сыр, который мы будем производить, столетиями выкристаллизовывался на семейных сыроварнях Италии. Я очень хочу сохранить эти традиции, душу и в итоге неподдельную гордость за то, что мы производим. Это сделали мы! Мы, в России, в Удмуртии, в Киясовском районе, маленькой деревне Лутоха!

– В общем, я поняла, Виктор Геннадьевич, вам не английский, а итальянский язык надо учить… Так вкусно вы про будущий сыр рассказываете!

– А что? Это, пожалуй, хорошая мысль.