С началом учебного года много говорят о подготовке ребёнка к школе, о психологическом комфорте маленького ученика, как помочь ему адаптироваться и раскрыть свои таланты. И почему-то молчат о родителях, которые не меньше переживают за новый период в жизни своего чада и уже морально готовятся ночами выполнять за него задания и закрашивать появившуюся седину. 

Кристина Устинова, психолог, гештальт-терапевт, ведущий обучающих программ Московского Гештальт института

Как «войти» в сентябрь родителям маленьких учеников и остаться «на плаву»? Советую следовать мерам авиационной безопасности, один из пунктов которых гласит: сначала наденьте маску на себя, а потом на ребёнка, тогда можно будет спасти обоих. Давайте сегодня сформулируем некоторые правила.

  • Первое. Надо принять, что проигрыш вполне возможен и двойки будут. Это реальность. Арнольд Бейсер, создавший теорию парадоксальных изменений, с которой считаются представители разных направлений психологии, говорил: изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. 89% детей не понимают школьной программы, и бессмысленно сравнивать Васю с Петей. Лучше постараться понять потребности своего ребёнка. Вероятно, математика не его конёк (оставьте мечты о сыне-банкире), зато хорошо с историей, или он отличный геймер (они, кстати, неплохо зарабатывают), или умеет собирать из множества видеороликов с YouTube отдельный фильм. Значит, ему ближе режиссура, может, стоит помочь Васе пойти по этому пути?
  • Второе. Делите ответственность. Для того чтобы ребёнок научился пользоваться ложкой, нужно перестать его с неё кормить и начать верить в него. А если не получается, то задайте себе вопрос: верю ли я в себя? Скорее всего, ресурса не хватает вам самому, тогда надо понять, какого. Если ребёнка на самом деле что-то беспокоит (именно его, а не вас!), вот тогда только стоит «подключаться» и помогать.
  • Третье. Быть удовлетворённым и увлечённым собственной жизнью. Иначе вы станете использовать ребёнка для своих, когда-то не решённых потребностей. Отсюда фразы: ты должен быть отличником, надо добиваться высоких результатов в спорте… И это может испортить ваши отношения.
  • Четвёртое. Говорите о своих чувствах, это помогает освободиться от переживаний и быть понятым. Близкие должны знать, что вы живой человек.
  • Пятое. Проживайте свою жизнь, а не ребёнка. Вы сможете влиять на его выбор, только если ваша значимость достаточно высока. Последняя не имеет ничего общего с целью понравиться ему, задарить подарками или не критиковать. Тогда вы, скорее всего, станете просто удобным ресурсом. Но не стоит и запугивать, тогда ребёнок будет действовать от противного или в пику вам. А это уже лишние нервы. Оно вам надо?

Главное, чему должен научиться ребёнок в школе, – не просто вычислять алгоритмы или знать теоремы, а испытывать интерес, не бояться задавать вопросы, уметь договариваться, принимать поражения и извлекать из них уроки. Проживать – это как часть обучения, а не как позор, которого быть не должно.