«УМНАЯ» КОНЦЕПЦИЯ

Минстрой РФ закончил формирование списка «пилотников» для программы «Умный город». Ижевск, Сарапул и Глазов – такая тройка городов республики прошла в проект и начнёт внедрять цифровые технологии до конца текущего года.

Участниками данной федеральной программы стали 18 городов. Среди них – как небольшие по численности населения, так и «миллионники»: Воронеж, Тольятти, Екатеринбург, Сосновый Бор в Ленинградской области, Котовск в Тамбовской области и другие.

В «пилотниках» планируются новации по шести ключевым направлениям: «умное ЖКХ»; формирование доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды; создание инновационной городской инфраструктуры; развитие городских транспортных систем; цифровизация строительства и территориального планирования.

Этапы реализации программы запланированы на декабрь 2019, 2022 и 2024 годов. Предварительное финансирование на «Умный город» из федерального бюджета составляет 132,221 миллиарда рублей.

Александр СВИНИН,

первый заместитель председателя правительства Удмуртской Республики:

– Главная цель проекта – планомерное повышение качества жизни в городах. «Умный город» поможет организовать структуру, ориентированную на удовлетворение потребностей жителей и оперативно реагирующую на их запросы. В перспективе проекты«Безопасный город» и «Умный город» должны дополнять друг друга. На реализацию «Умного города», в первую очередь, будут привлекаться частные инвестиции, средства из федеральной программы «Цифровая экономика РФ», часть проектов республика будет финансировать самостоятельно. Республиканский бизнес готов включаться в эту работу. Сейчас мы собираем и анализируем предложения, прорабатываем организационно-правовую модель. Создана рабочая группа по вопросам создания и развития проекта «Цифровой регион» в Удмуртии, в которую в том числе входят представители бизнес-сообщества. Например, Росатом (ТВЭЛ), Мегафон, Ростелеком и МТС готовы принять участие в создании общей концепции. Также мы планируем сотрудничать с инновационными компаниями, представителями малого и среднего бизнеса. Анализируя обращения граждан, становится ясно, что значительная часть населения тоже готова к переменам и понимает возможные преимущества «Умного региона/города». При этом мы будем выбирать модели, не предусматривающие резкого повышения стоимости услуг в той или иной сфере. Москва, Санкт-Петербург, Казань внедряют успешную модель сервисного города. Учитывая их опыт и определённые горожанами приоритеты, мы должны предложить собственное комплексное решение. Дорожная карта по реализации проекта в Удмуртии будет разработана до конца 2018 года.

Олег БЕКМЕМЕТЬЕВ,

глава города Глазова (на момент подготовки материала):

– Первые шаги к цифровизации мы сделали ещё до включения Глазова в программу. Осенью 2017-го был создан «Центр достоверности информации» для сбора данных с приборов учёта в одном месте, ведения мониторинга потребления ресурсов. Он должен стать независимым арбитром между РСО и потребителем, «аналитическим центром» потребления энергоресурсов города. На базе полученных данных администрация, потребители и РСО смогут строить финансовые планы, производственныепрограммы, программы энергосбережения. Весной текущего года жители 400 МКД смогли оформить «Личный кабинет» для самостоятельного мониторинга потребления ресурсов своего дома. Срок исполнения инвестпроекта – 2022 год. Во всех бюджетных учреждениях показания приборов учёта снимаются автоматически, ведётся мониторинг работы системы отопления, что в конечном итоге должно снизить расходы бюджета. Городская оптоволоконная сеть уже сейчас позволяет на высоком уровне обеспечивать безопасность жителей: данные с веб-камер, размещённых в разных районах, передаются на пульт единой дежурной диспетчерской службы, кроме того, осуществляется онлайн мониторинг движения коммунальной техники. В сентябре были выпущены первые мультиплатёжные документы, до конца года начнёт работу мобильное приложение по контролю за услугами ЖКХ. В конце мая предприятие Госкорпорации Росатом АО «ОТЭК», будучи отраслевым интегратором по федеральному проекту «Умный город», заявило о готовности оказать Глазову поддержку в области модернизации городской инфраструктуры. «Умный город» не ограничится лишь сферой ЖКХ. В рамках проекта будут решать и вопросы развития городской инфраструктуры, транспорта. К примеру, в автобусах появится система видеонаблюдения, а кабины водителей оснастят «тревожной кнопкой» для вызова полиции или скорой помощи. В транспорте также планируется установить специальные табло с информацией о маршруте.

Владимир ПАНОВ,

мэр Нижнего Новгорода:

– В рамках федерального проекта «Умный город» из бюджета страны будут выделены субсидии на организацию остановок, парковок, светофоров, а также системы интерактивного общения горожан и муниципалитета. Мы планируем установить 334 «умные остановки». Кроме того, проект предусматривает наличие «умных светофоров», которые будут дистанционно регулироваться сотрудниками ГИБДД, а также пешеходных переходов, которые будут подсвечиваться в ночное время. В Нижнем Новгороде появятся сразу несколько интерактивных

систем коммуникации, с помощью которых жители смогут следить за работой муниципалитета и сигнализировать о своих проблемах с помощью смартфонов. В частности, будет создана платформа «АнтиснегНН.рф», которая следующей зимой позволит наблюдать за работой снегоуборочной техники в режиме онлайн. Интерактивная система коммуникации с предпринимателями облегчит взаимодействие бизнеса и органов власти.

С начала июля запустилась информационная система «Наш Нижний», которая помогает жителям в вопросах взаимодействия с домоуправляющими компаниями. 80% всех жалоб, поступающих от жителей города, касаются проблем в сфере ЖКХ. Каждая заявка будет проходить через эту систему и контролироваться муниципалитетом. Закрыть её сможет только сам обратившийся, если он считает, что его проблема решена. За это время поступило более 1 000 заявок от жителей Нижнего Новгорода, выполнено из них – 625.

«УМНОЕ» ЖКХ

Фарит ГУБАЕВ,

директор ООО «ЖРП 8 ГРУПП», депутат Госсовета Удмуртской Республики:

– Весь мир становится цифровым, мы тоже следим за последними тенденциями. На протяжении двух лет в нашей компании используется мобильное приложение, которое разработано специально для жителей и сотрудников. Его можно загрузить через App Store или Play Маркет. Приложение позволяет рассылать оперативные новости с привязкой к конкретному дому, делать заявки, оценивать работу наших сотрудников, в том числе – посредством фотографий. Сейчас мы привязываем приложение к диспетчерской программе, чтобы оперативно уведомлять жителей, к примеру, об уборке снега. Такая платформа пользуется большой популярностью, привлекает молодое поколение принимать активное участие в сфере ЖКХ. Через приложение приходит множество различных заявок и вызовов, а наши сотрудники могут оперативнее на них реагировать.

«Умные счётчики» на электричество помогают получать достоверную, корректную, оперативную информацию о коммунальных расходах. С ними нет необходимости отправлять вручную показания с 20–25 числа каждого месяца – всё делается онлайн автоматически. Самостоятельно многие забывают об этом, как следствие – некорректная информация, переплата за услуги.

Депутатами Госсовета был сформирован перечень работ, которые можно выполнять за счёт средств на капитальный ремонт. В законодательстве Удмуртской Республики пока не прописано, что по данной статье расходов можно оборудовать дома «умными счётчиками». Федеральное законодательство это разрешает. Собственники считают расходы на «умные счётчики» обоснованными – это поможет в дальнейшем уменьшить плату за коммунальные услуги. Сейчас нами внедряются такие счётчики и на ГВС.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Андрей ШПЕРЛИНГ,

директор филиала в Удмуртии ПАО «Ростелеком»:

– «Ростелеком» развивает в Удмуртии цифровые сервисы, которые сделают жизнь людей комфортнее и безопаснее. В этом году мы организовали в Можге и Сарапуле систему уличного видеонаблюдения, провели модернизацию освещения в 10 школах Ижевска. Мы закладываем основу для внедрения в лечебных учреждениях республики телемедицинских технологий, чтобы жители удалённых поселений и небольших деревень могли получать качественное медицинское обслуживание. Для этого в текущем году мы построили оптику до 17 больниц региона. Компания разрабатывает проекты для развития умного городского пространства. Например, «Умные светофоры» помогут решить проблему с пробками на дорогах. В результате среднее время пребывания водителей в пути уменьшится, а экономия жителей региона на топливе составит порядка 22 миллионов рублей в год. Мы готовы к реализации этого проекта, но нам необходима серьёзная поддержка на уровне региональной власти. Мы будем выходить с инициативами к руководству Удмуртии. Уверен, что накопленный экспертный опыт позволит нам успешно внедрять решения, которые создадут прочный фундамент для развития цифровой экономики в регионе.

Игорь ЖИЖИКИН,

генеральный директор «Tele2 Москва», эксперт проекта ДИТ Москвы «Умный город – 2030»:

– Мировая практика показывает, что именно телекоммуникационные компании являются драйверами в развитии «умных городов». Tele2 построила современную качественную сеть в столичном регионе, она доступна 99% жителей Москвы и области. Таким образом, можно говорить о том, что полученные данные будут достоверны и отражают реальное поведение жителей в масштабе целого города. На их основе муниципалитет Москвы разработал проект улучшения транспортной инфраструктуры и развития городской среды в рамках «Умного города». Компания проанализировала данные, где бывают жители района, когда и по каким улицам они выезжают на работу и каким видом транспорта пользуются: автомобиль, общественный наземный транспорт, метро. Это позволило администрации соразмерно нагрузкам спланировать работу городского транспорта и снизить загруженность инфраструктуры в час пик.

В проекте ДИТ Москвы «Умный город – 2030» эксперты анализируют и оценивают жизнеспособность предложенных идей, развитие потенциала наиболее перспективных проектов по трём направлениям: «Что такое умный город?», «Ключевые технологии, которые изменят жизнь» и «Стратегические инициативы».

Что касается внедрения – зависит от властей города, от их желания совершенствовать законодательство для всех перспективных проектов. Я считаю, что цифровизация, помимо удобства для жителей, позволит оптимизировать многие рабочие процессы, сократит расходы властей. Это, в конечном счёте, скажется и на стоимости многих госуслуг.

Читайте также: