В 2020 году продажи в туризме упали примерно  на 80-90%, и, к сожалению, пока пандемия не закончилась, мы не можем говорить о полном восстановлении и развитии сферы туризма. В прошедшем году из-за закрытия международных границ  внутренний туризм стал единственным вариантом путешествий. Сейчас почти все туроператоры, ранее специализировавшиеся на выездном туризме, работают только на внутреннем потоке, что составляет 10-15% от привычного ранее объёма.

Безусловно, в этом есть и положительные стороны. Внутренний туризм в регионе стал приоритетным для развития ещё 4-5 лет назад. Тогда Удмуртия начала принимать туристические группы по 30 человек из других регионов (Москва, Санкт-Петербург и т.д.) Но позже интерес спал: из 85 регионов России к себе приглашает не одна Удмуртия. К тому же, в силу своей природы, человек хочет увидеть как можно больше мест, и это создаёт проблему возвратного туризма.

Но в этом году невозможность путешествий за границу и объявленная государством программа кэшбека немного «подтолкнули», как путешествия по региону, так и внутренний туризм по России в целом. Крупные туроператоры стали организовывать чартерные рейсы в удивительные места: на Байкал, Хакасию, на Алтай.

Но при нынешних условиях во внутреннем туризме существуют свои риски: как только у людей появилась возможность покупать туры по России, в стране стали вводиться новые локальные ограничения. И сейчас люди не понимают, чего им ожидать. Зачастую операторам приходится возвращать клиентам деньги или заменять услуги. Отсутствует так называемая глубина продаж — люди воздерживаются от поездки или покупают путёвки в последний момент.

Что касается путешествий за границу, мы ждём их полноценное возвращение не раньше 2022 года, но в то же время не можем гарантировать на 100%, что к этому времени всё наладится. Скорее всего, вскоре нас ждут новые ограничения, которые еще больше отдалят туристический бизнес от прежних экономических реалий.

Сегодня выживать в таких условиях многим компаниям помогает государственная  поддержка туристической отрасли: кто-то воспользовался льготными кредитами, кто-то и субсидиями на зарплату работников при сохранении штата. Но этого мало. Чтобы не наступил коллапс в туристической отрасли, необходима более действенная поддержка государства.

В Удмуртии в августе 2020 года вступил в силу региональный закон №51-РЗ «О некоторых вопросах развития туризма и туристской деятельности в Удмуртской Республике», который направлен на привлечение инвестиций и более широкого потока туристов в регион. По моему мнению, Удмуртия опоздала с принятием Закона лет на 10, тем более и Федеральный Закон №132 – Ф3 «Об Основах туристской деятельности Российской Федерации» — устарел. Жизнь движется гораздо быстрее.

Новый региональный закон во многом цитирует Федеральный закон. Нужно больше конкретики и чётких мер: разработка «Дорожной карты», Программы развития с точными инвестиционными проектами. Надеюсь, при перезагрузке отрасли эти вопросы начнут решаться.

На данный момент у Удмуртии есть большой потенциал развития, как привлекательного туристического региона. Но не настолько высокий, как об этом заявляют власти. На туристическую отрасль, как на крупную сферу экономики, Удмуртии уповать не надо. У нас нет такого количества мест размещения, объектов питания, качественной логистики, мы далеко от транспортного центра и не готовы к миллионному потоку туристов.

В то же время туристическая отрасль Удмуртии развивается. Работники туризма  Удмуртии обладают высоким профессионализмом, подготовлены десятки новых интересных маршрутов. Удмуртию стали узнавать на туристической карте России, региональные проекты участвуют в грантах и федеральных туристических выставках, а в общенациональном туристическом рейтинге в 2020 году Удмуртия поднялась на 42 место, и, надеюсь, будет подниматься в нём выше и выше. 

Руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии, основатель Туристической компании «ЛИНА-ТУР»