Игорь Шапошниковзаядлый путешественник, а в свободное время  антикризисный управляющий, помогающий поднять «со дна» тонущий бизнес. Именно в такой последовательности: сначала хобби, потом работа. Он уже проплыл, проехал, пролетел тысячи километров, посмотрев полмира. Яхта и автомобиль – самые любимые виды транспорта. На обратном пути с Байкала в родной Санкт-Петербург Игорь заезжал в Ижевск, чтобы познакомиться с историей города оружейников.

Мне нравится изучать историю, все мои путешествия – не просто желание посмотреть мир, а, скорее, возможность прикоснуться к самобытной культуре и жизни других людей, заглянуть туда, где, как правило, бывает совсем мало туристов. 

Мой первый и, наверное, самый любимый способ передвижения – по морю. Яхты давно стали для меня наркотиком. В 13 лет я увидел эти суда на берегу Невы и всё – заболел ими. Пришёл в парусный спорт, добился там неплохих результатов. 

Яхты и во взрослой жизни не отпускали меня, тогда я решил стать владельцем собственной. Конечно, купить её сейчас не проблема, были бы деньги. Но отдать за красавицу 700 тысяч евро (больше 60 миллионов рублей) даже людям, имеющим неплохой доход, достаточно проблематично. У российских же производителей, по моему мнению, невозможно найти ничего достойного. Несмотря на большой опыт в области судостроения, возведения ледоколов и подводных лодок, яхты в нашей стране всё же строить не научились. Есть отдельные истории, когда увлечённые ребята, энтузиасты своего дела, начинали такие проекты, но, как правило, после выпуска двух-трёх судов всё затихало.

Как вы яхту назовёте

Самостоятельно построить собственную яхту хоть и сложно, но вполне реально. Я знаю в Питере не меньше двух десятков человек, которые так и сделали. Например, Михаил Соловьёв и его яхта «Умница», построенная владельцем от клотика до киля. 

Есть два способа: первый – начать с нуля, строя по чертежам, второй – купить старое судно и переделать его. Вернее, разобрать до основания, оставив только корпус. Затем его обклеивают стеклотканью, убирают изнутри старое дерево и получают новый каркас. Далее – на ваше усмотрение, дизайн и начинка тоже по желанию. Второй способ более простой, большинство энтузиастов идут именно по этому пути. А вот с внутренним оформлением яхты сложнее. С дизайнерами, работающими в этом направлении, тоже беда, готовьтесь, что многое придётся продумывать самостоятельно.

Моя первая яхта называлась «Тисифона». Это имя одной из эриний, богинь-мстительниц, ратующих за возмездие. Она была крылата, а волосы перевиты змеями. Мне нравится история древней Греции, её мифология. Кто-то сказал: говорящее название. Почему бы и нет? По-моему, каждый человек должен отвечать за свои поступки. Тогда я был зол на одного товарища, который, увидев мою яхту, всё понял. (Смеётся.) Яхта была небольшая, восемь метров в длину. Вторую приобрёл 15 лет назад на нашем Кировском заводе, когда там распродавали оборудование. Она была сделана настолько неудачно, что её пришлось разобрать до основания и переделывать в полном объёме. При «рождении» яхта была названа «Радуга», и я не стал менять название, оставил прежнее, а вот всё остальное сделал почти с нуля. Церемонию спуска на воду освятил священнослужитель, разбили о борт шампанское – всё по правилам.

По морям, по волнам

На этих яхтах я ходил по Финскому заливу, водам Балтики, принимал участие в соревнованиях. Побывал на цветных морях: Чёрном, Белом, Красном, Мраморном. Но там уже арендовал другие суда. Права у меня получены давно. Сейчас, чтобы стать обладателем заветных корочек, в нашей стране надо пройти настоящий квест, и не факт, что всё получится. В Санкт-Петербурге есть только одна школа, где можно это сделать, – мореходные классы, основанные в прошлом капитаном Сергеем Валентиновичем Тимошковым. Требования серьёзные: за плечами должно быть 400 учебных часов, почти 20 экзаменов, знание карты региона, радиодела, от 200 до 500 миль тест-практики. Где и на чём их столько «накатать»? Непростой вопрос. Конечно, энтузиасты стараются, по возможности выполняют все требования и получают права, разрешающие ходить не более пяти морских миль от берега и только в дневное время. Чтобы повысить свою категорию, надо снова сдавать экзамены и проплыть уже 3000 миль. Даже если вы пройдёте до Англии и обратно, этого не хватит для новых прав, будете накатывать оставшиеся по Балтике. И всё же, если случилось, вы получаете возможность управлять лодкой не более 60 квадратных метров и брать на борт 12 пассажиров. Хотите большего? Это уже знание английского языка, международного права и тест-практика, требования которой – не иметь возможности подходить к берегам и стоянкам на 400 миль. Такая «лужа» называется Атлантика, то есть этакие все Конюховы у нас. К сожалению, это почти нереально.

В Европе всё проще: две-три недели учёбы, практические занятия в море с экипажем – и вы можете кататься на яхте в своё удовольствие, правда, коммерческой деятельностью заниматься вам будет нельзя. Для этого требуются другие права. 

Парусным спортом болеет и мой сын. Ему сейчас 17. В семь лет я привёл ребёнка в клуб, тренер посадил его в лодку, показал, как и что делать, и мы спихнули его в Неву. Тренер спросил: «Рядом пойдём?». Но я настоял, чтобы рядом никого не было, он должен был справиться сам. Вернулся сын только через три часа – с ободранными в кровь ладонями, искусанными губами. Думал, что больше не пойдёт и с этим спортом для него всё покончено, но ничего подобного. Сейчас в доме есть стена родительской гордости: многочисленные кубки, медали, дипломы, полученные за призовые места. Наш сын – чемпион России по парусному спорту. 

Сухопутная афёра

Сидеть дома – не моё. Мне нравится путешествовать, при этом большинство маршрутов я не продумываю заранее. Моя самая большая сухопутная афёра – 25 тысяч километров на машине: Санкт-Петербург – Грузия – Турция – Болгария – Румыния – Венгрия – Словения – Хорватия – Словакия – Италия – Австрия – Монако – Франция – Испания – Гибралтар (государство) – Андора – через пролив Гибралтар на пароме в Морокко. И снова Испания, Португалия, по побережью на север – в Нидерланды, Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию. В общем, когда я через три с половиной месяца возвращался домой через финскую границу, у сотрудника, проверяющего мой паспорт, были невероятно огромные глаза. 

Два года назад я таким же образом объехал всю Азию. Понятно, что на машине туда не попасть. Верее, можно, но очень сложно. Если через Иран, то там действует корнет – обязательство вывезти машину из страны в определённый срок, в денежном выражении он равен стоимости автомобиля, к тому же все договоры подписываются на фархи. Через Пакистан – не безопасно, в Китае – требуются китайские права, которые сдаются на языке Поднебесной. В результате – полетел на самолёте. Сначала до Дели, а дальше – на национальных автобусах в Агру. Кстати, первоначально я хотел поехать на поезде. Пришёл на вокзал, купил билет, вышел на перрон и увидел там сотни сидевших и лежавших людей. Поинтересовался у местных, что они здесь ждут? Мне ответили, что поезд, а не заходят вовнутрь вокзала, чтобы не пропустить его прибытие. К тому времени этот долгожданный состав, как мне сказали, опаздывал совсем чуть-чуть, часов на восемь. (Смеётся.) Следующим пунктом был Варанаси, священный город на берегу реки Ганг, где сжигают тела умерших родственников. Дальше Мумбаи, Гоа, в итоге добрался до южной точки Индии. Посмотрел на так называемый мост Адама, на самом деле это скрытая водой насыпь, построенная, по легенде, Буддой и обезьянами. Оттуда полетел в Шри-Ланку. Я объехал её всю, даже побывал под видом предпринимателя, желающего купить здесь бизнес, на чайной плантации. Мне рассказали об особенностях выращивания и производства чая, с тех пор чайные пакетики я больше не завариваю. (Смеётся.) По правильной технологии чайные листья надо сначала нарезать, а потом высушить. Производителю гораздо быстрее и проще сразу сушить лист, потом в фабричных условиях он просто крошится, превращаясь в пыль. Это сырьё и идёт на пакетированный чай.

Дальше была Малайзия, потом Индонезия и Таиланд. Из Тая – в Камбоджу, Лаос, где посмотрел долину кувшинов, специалисты утверждают, что она появилась раньше пирамид. Потом отправился во Вьетнам, всё это на рейсовых автобусах. По поводу коммуникаций – ничего сложного нет. Английский язык и гугл-переводчик в помощь, свободно и комфортно можно чувствовать себя везде, даже не зная местный язык. Были, конечно, и курьёзные случаи. Я посидел в немецкой тюрьме за нанесение побоев лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, проявившим ко мне повышенное внимание. В греческой тоже отметился. И в польской. В последнюю попал за незаконное проникновение на территорию крепости Осовец. В Первую мировую войну там находился русский гарнизон, который осаждали немецкие войска с применением химического оружия. Из нескольких тысяч человек выжили не больше сотни. Несмотря ни на что, они смогли выстоять против значительно превосходящих сил противника. Эти бои потом назвали «атаками мертвецов». Русские солдаты оставили позиции лишь по приказу, только когда пропала целесообразность их удерживать. Наших соотечественников сейчас туда не пускают, иногда, правда, проводят групповые экскурсии, но редко. Для меня было делом чести посмотреть на это место. Я перелез через заграждение, пофотографировал, а на обратном пути, услышав звук полицейской сирены, закопал планшет недалеко от машины. В итоге у меня ничего не нашли, но задержали в тюрьме на сутки, позднее отпустили. Вернулся, откопал планшет – на память остались фото и ощущение сопричастности к победам русского оружия. 

Жизнь на колёсах и дом на хуторе

Путешествия могут быть разными, не всегда для этого надо много денег, скорее – большое желание. Я знаю людей, которые ездят автостопом, побывав таким образом в десятке стран. А некоторых и бесплатными «плюшками» не выманить. У моей супруги нет даже заграничного паспорта, она отказывается куда-то далеко ездить, её увлекает работа, которая для неё – главное. Она ветеринар, лечит кошек и собак.

Как-то я поехал в Норвегию на машине с трейлером, как говорится, «и стол, и дом» с собой. Звоню другу: поехали, гостиница на хвосте машины, столовая там же. Отказывается, не готов поменять привычный диван на многокилометровый путь.

Обратно я возвращался через Турцию, по Балканам, Македонии, Хорватии, Греции, проехал по Средиземноморскому побережью. Побывал в красивейших местах Турции – Каппадокии, Памуккале, на раскопках Трои.

Я человек увлекающийся. Уже решил, что следующим этапом станет постройка воздушного шара. В ближайших планах – покупка земли на хуторе, строительство большого дома, чтобы рядом никого не было. Заведу пчёл и муравьёв, всегда приятно смотреть, как кто-то работает. (Улыбается.) И обязательно продолжу путешествовать, открывая для себя новые места.